мария васильева
Электронное дидактическое пособие «Народные наигрыши»
▼ Скачать + Заказать документы
может использоваться не только на муз. занятиях, но и в группах
Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. В музыкальном воспитании детей важна организация музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его как личности. Благодаря современным технологиям появилась возможность пополнить и разнообразить обучающий материал.
Как познакомить детей с народными инструментами и оркестром так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп?
Публикация «Электронное дидактическое пособие „Народные наигрыши“» размещена в разделах
К сожалению, показать и услышать инструменты вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки. Так возникла идея создания электронного музыкально-дидактического пособия, которое комплексно воздействует на ребенка, вызывая у него зрительную и слуховую активность.
Данное электронное пособие "Деревенские наигрыши" предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано музыкальными руководителями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, педагогами ДМШ и дополнительного образования, а также воспитателями и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду и дома.
В ходе использования данного пособия дети не только знакомятся с разнообразием народных музыкальных инструментов, но и закрепляют знания, полученные на занятиях. У дошкольников формируется умение слушать музыку, различать высоту, тембр и динамику звучащих инструментов, появляется интерес к истокам народного творчества. При ознакомлении с народными инструментами большую помощь оказывает аудиосопровождение, имеющееся в данном пособии.
Цель данного пособия : расширение музыкального кругозора дошкольников.
Задачи:
• Познакомить с русскими народными инструментами и историей их происхождения и закрепить полученные знания;
• Упражнять детей в различении звучания народных инструментов;
• Воспитывать коммуникативные навыки в игре и эмоциональную отзывчивость.
На первом этапе (1-9 слайды) дошкольники знакомятся с народными музыкальными инструментами, составляющими основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры.
На втором этапе (Викторина «Проверь себя» – 10-16 слайды) дети знакомятся с содержанием игры, с дидактическими задачами каждого игрового задания. На данном этапе осуществляется контрольная проверка уровня различения детьми свойств музыкальных звуков, формирования сенсорной основы музыкального восприятия у каждого ребенка. Разнообразное взаимодействие слова и наглядности – как зрительной, так и слуховой – не только способствует успешному решению музыкально-дидактических задач игры, но и влияет на развитие у детей осознанности, наблюдательности, активности.
Руководство по применению (1-9 слайды)
Музыкальный руководитель демонстрирует слайд, сопровождая показ объяснением. В правом нижнем углу нажимается значок, который обеспечивает музыкальное сопровождение.
Материал первого этапа можно использовать не только как обучающий, но и для закрепления изученного.
Руководство по применению (10-16 слайды)
Действия и возможный вариант пояснений педагога
11 слайд. «Назови инструмент»
В данном задании педагог:
• Называет музыкальный инструмент, а дети его показывают.
• Описывает словесно тембр и звучание инструмента, дети называют инструмент.
• Загадывает загадку об инструменте.
• Ребенок выбирает инструмент, описывает его, остальные дети угадывают, что это за инструмент.
12 слайд. «Что лишнее?»
Задача: Определить, какой инструмент лишний, объяснить, почему.
13слайд. «Отгадай загадку». Педагог читает загадку и показывает правильный ответ на картинке.
14 слайд. «Духовые, ударные или струнные?»
Педагог включает музыкальный фрагмент. Дети должны определить инструмент по его звучанию и назвать его.
15 слайд. «Определи народный оркестр»
Из двух видов оркестра выбирают народный и звучит музыкальное сопровождение.
16 слайд. «Что звучит?»
Дети слушают звучание музыкального инструмента. Из трех вариантов выбирают правильный.
Данное пособие может дополняться, задания могут предлагаться в других вариантах.
Использование пособия «Деревенские наигрыши» повысило эффективность музыкальных занятий, позволило внести разнообразие в его содержание, помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.