Лучший педагог года

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Любовь Чижикова
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Главная и первая задача ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие эмоционального благополучия. Эмоционально благополучный человек идёт вперёд. Ему ничто не мешает. Он живёт в согласии с собой и миром. Важна сбалансированность положительных и отрицательных эмоций. Каждому человеку необходимо душевное равновесие.

Публикация «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Психологической наукой доказано, что у ребёнка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка - дошкольника?

4 года

Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:

- способен к сотрудничеству со сверстниками;

- способен усвоить правила очерёдности;

- может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Нормальное «плохое» поведение:

- напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

5 лет

Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

- соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

- лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

- разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

- бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

6 лет

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

- способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;

- удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

- начинает осознавать свои переживания;

- начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

Нормальное «плохое» поведение:

- ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

- повышенная двигательная активность;

- ябедничество;

- небрежность в выполнении монотонных операций.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо :

• безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

• позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

• равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);

• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

• внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

• для малышей - "Домик", в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

• для детей 4-5 лет - "Солнышко и Тучка", где ребенок, приходя утром, раз-мещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения;

• старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками.

Дошкольный ребёнок – человек играющий. В своей работе я использую такие игры для развития эмоциональной сферы детей :

"Необычный колобок"

Для организации общения с дошкольниками использую мяч, передаваемый от одного ребёнка к другому. Это помогает создать настрой на общую деятельность, сформировать "единое пространство группы".

Небольшой шарик с двумя нанесенными маркером контрастными выражениями лица: с одной стороны - веселым, с другой - грустным. Вспоминая сказку, ребенок младшей и средней группы воспринимает "колобка" как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного героя дети охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх, а значит - активнее действуют и эмоционально раскрываются.

"Живые картинки" (игра для работы с подгруппой детей 3-5 лет)

Педагог поочередно рассматривает с детьми смайлики и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот "лодочкой", уголками вверх) - значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевернута уголками вниз) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Поочередно меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.

Вариант игры - под музыку дети берут из "волшебного мешочка" по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребёнку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники - для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.

"Птички" (игровое упражнение для работы индивидуально или по два человека с дошкольниками 4-6 лет)

Детям среднего дошкольного возраста предлагается, используя магнитную доску или мольберт, составить изображения птичек из 4-5, а старшим - из 5-7 цветных фрагментов. Для педагога- это упражнение информативно, т. к. соотнесение цветов напрямую свидетельствует о внутреннем эмоциональном состоянии ребенка. Кроме того, параллельно можно заняться профилактикой эмоционального перенапряжения, предложив детям «разбудить» получившихся птичек, изобразив их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Как показывает опыт проведения подобных игровых упражнений, дошкольники с удовольствием в них участвуют и таким образом осваивают несложный способ самовыражения и активной эмоциональной разрядки.

Новые, нестандартные игры на развитие эмоций могут успешно сочетаться с самыми разными видами деятельности (от бесед и рисования до танцевальных движений).

Показатели эмоционального благополучия детей :

• Физическое здоровье;

• Самореализация в деятельности, которая основана на активности и позволяет пережить «гордость за достижения»;

Ребёнку важно признание своей личности и достижений со стороны сверстников и взрослых;

Психолого-педагогические условия, необходимые для сохранения эмоционального благополучия дошкольников :

1) Уважение взрослых к детям, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ;

3) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка ;

4) Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) Поддержка инициативы и самостоятельности детей деятельности;

6) Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

8) Совместная музыкальная деятельность.

Игровая методика вызывает положительный эмоциональный отклик у детей :

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Игры-драматизации.

• Сюрпризные моменты.

• Элементы творчества и новизны.

• Юмор и шутка.

• Соревнования.

• Поощрения.

Физкультминутки, релаксационные паузы, пальчиковые игры, коммуникативные танцы, координационно-подвижные игры, элементарное музицирование способствуют снятию напряжения, служат способом переключения.

Для эмоционального благополучия детям нужна родительская любовь и ласка.

Важно любить детей, больше времени проводить с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!

Публикации по теме:

Миссия и задачи ДОУ «Детский сад №10 г. Киренска» Миссия нашего детского сада заключается в объединении усилий детского сада и семьи для создания условий, в.

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2015 в 08:27
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД