Марина Бухарова
Эмоциональное благополучие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Среди глобальных проблем человечества, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.
Публикация «Эмоциональное благополучие ребёнка» размещена в разделах
Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, - фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т. д., а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания (дети агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные).
По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья, эмоциональные нарушения связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами.
Поднимаемая проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «эмоциональное самочувствие», «настроение» (представлены на слайде).
Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:
- эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;
- переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;
- переживание успеха – неуспеха в достижении целей;
- переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;
- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.
Полярность значений данных компонентов, т. е. их значение как положительных (отрицательных, определяет в совокупности наличие или отсутствие в личностном комплексе такой характеристики, как эмоциональное благополучие.
Как и любое интегральное понятие,
эмоциональное благополучие зависит от многих причин:
- состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада;
- особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;
- особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает;
- эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ в целом;
- обстановка в семье ребёнка.
Такой взгляд на проблему охватывает все аспекты жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста.
В последнее время широкое распространение приобрёл термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребёнка.
Вследствие нарушения психологической безопасности у ребёнка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в определённом поведении:
• в трудностях засыпания и беспокойном сне,
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла,
• в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности,
• в рассеянности, невнимательности,
• в беспокойстве и непоседливости,
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще и чаще ищет одобрения у взрослых,
• в проявлении упрямства,
• в том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь,
• в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита,
• в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх со сверстниками,
• в игре с половыми органами,
• в подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук,
• в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения,
• в повышенной тревожности,
• в дневном или ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.
Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается как в поведении, так и в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.
Таким образом, очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.
На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.
Насколько значим для дошкольников воспитатель, я определила с помощью методик "Два дома", «Я и детский сад», проведёнными с детьми подготовительных групп. Напомню, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.
Для определения эмоционального благополучия в детском саду используется проективная методика
«Я в детском саду»
Ребенок рисует только здание.
Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он "крепко стоит на ногах", чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о "мире" в душе.
Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. События, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка
(А. И. Захаров)
Социально - культурные факторы.
Среди основных причин – ускорение темпов современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомлённость о путях решения конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.
Социально-психологические факторы.
Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско – родительских отношений.
Социально –экономические факторы.
Неудовлетворённые жилищно – бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу.
Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребёнка и развивается заболевание.