МААМ-картинки

Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе

Кеворкова Кристина
Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка, имеющую свои цели, направленность, мотивы. Каждый ребенок обладает громадными потенциальными возможностями. Необходимо лишь создать оптимальные условия для их выявления и реализации. Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею очень важны.

Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе» размещена в разделах

Методы и приемы, которые могут оказать существенную помощь по развитию мотивационно - эмоциональной сферы дошкольников.

Одним из компонентов, оказывающих влияние на формирование у детей таких качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью, является художественная литература. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, являются неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.

Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться. Поэтому при чтении книг нельзя забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления, взрослый может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

Художественные произведения не только расширяют представления ребенка, но и вводят его в особый мир глубоких и эмоциональных переживаний и открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства и злобы? Конечно из произведений искусства, и особенно из сказок. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Только чтения сказки недостаточно, чтобы помочь малышу глубже почувствовать события и поступки персонажей. Поэтому огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в книгах, мультфильмы, игры-драматизации и беседы.

Планируя вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Эффективными оказываются такие приемы, как ведение беседы сразу по двум произведениям, обобщающая беседа по нескольким произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев. В конце обсуждения необходимо подвести итог сказанному детьми, подчеркнуть особенно удачные сравнения и примеры, приведенные ребятами.

После проведения беседы рекомендуется продолжить обсуждение в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра должна проводится сразу после прочтения, пока еще свежи непосредственные детские впечатления. Желательно заранее еще до чтения подготовить персонажи, с которыми будет происходить общение детей. Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух». Куклы-персонажи высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью: отрицательный персонаж поощряет неблаговидные поступки, а положительный – добрые, справедливые дела и взаимоотношения. Затем в беседу постепенно втягиваются дети. Переход этот должен осуществляться тактично, незаметно. В конце группа приходит к единому мнению.

Следующий этап в работе по приобщению к художественной литературе – это игра-драматизация. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Однако нужно подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться.

Если в произведении, прочитанном в группе и понравившемся детям, есть четко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности, его можно предложить для разыгрывания. Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе прошли беседы детей с персонажами.

Самый ответственный момент - подбор артистов, особенно для исполнения противоположных ролей. Роль положительного персонажа желательно предоставить ребенку с низким уровнем социальных эмоций, а роль отрицательного героя предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением. Нужно внимательно следить не вносит ли ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к сказочным моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. Здесь особенно важны и отклики зрителей, их оценка действий персонажа. Игра – драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы его жизненного опыта.

Подводя итог выше сказанного, хочется отметить что, детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться. Ведь сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Многие дети дошкольного возраста, не владея в силу возрастных особенностей навыками анализа художественного произведения, нуждаются в продолжении работы над книгой под руководством взрослого непосредственно после чтения сказки, рассказа. Такие приемы, как игра-беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.

Поэтапность проведения такой работы обеспечивает постепенность сближения детей с персонажами, и они начинают видеть то, что они не замечали или не хотели замечать прежде.

Подготовка детей к восприятию произведения как серьезному и радостному событию осуществляется с помощью предварительной беседы педагога с детьми по поводу книги, ее автора.

В процессе работы должна соблюдаться постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе воспитателя с детьми или приему «нравственной лесенки», далее – к прямому контакту с персонажами (игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр, выставки рисунков) и, наконец к играм драматизациям.

По мере необходимости допускается возврат к некоторым дидактическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций.

Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным общением с детьми (прием взаимодействия любимых детьми или хорошо им известных персонажей с персонажами новых, только что прочитанных произведений. Этот прием эффективен, когда возникают трудности у детей с соответствующим эмоциональным отношением к героям.

Усилить сопереживание соответствующим героям сказки и проникновение ребенка в нравственное содержание произведения помогает прием игр-драматизаций.

Вся эта система принципов и соответствующих им методических приемов в целом призвана помочь в формировании у детей образно-эмоционального обобщения воспринятого художественного материала.

Если под влиянием самого восприятия художественного произведения, а также всех последующих этапов, дети расширили и обогатили свой эмоциональный опыт или изменили прежние ценностные установки, нужно научить дошкольников переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации. Для этого требуется:

- научить детей видеть эмоциональное состояние другого (игра-драматизации с повторами определенных сцен и с предложением какому-либо ребенку играть в них сначала одну, а затем тут же – другую роль; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, специально нацеленных на это; участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей);

- создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям; учить жалеть, защищать, помогать (здесь действенным является прием сближения и быстрой смены ситуаций – жизненной и сказочной);

- обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных сказочным (различные контакты с персонажами, при которых педагог косвенно –через других персонажей или других детей – одобряет или не одобряет выбор ребенка; пример соответствующего выбора другими детьми для того ребенка, у которого этот выбор оказался неправильным).

Таким образом, хочется отметить, что научить каждого ребенка умению видеть и понимать другого человека, способности поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умению действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.

Художественная литература является мощным средством воспитания у детей нравственных чувств: отзывчивости и человечности.

Публикации по теме:

Методы и приемы формирования интереса дошкольников 6–7 лет к художественной литературе и чтению книг Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка.

Приобщение дошкольников к художественной литературе (из опыта работы) Приобщение дошкольников к художественной литературе. С. Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».

Фотоотчет «Познавательное развитие детей посредством приобщения к ценностям истории, культуры и природы родного края»Фотоотчет «Познавательное развитие детей посредством приобщения к ценностям истории, культуры и природы родного края» Экскурсия по окрестностям родного села Ворша. Цель:Воспитание любви к родному краю, через знакомство с его историей, традициями. Задачи:Приобщать.

Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей.

Проект по духовно-нравственному развитию дошкольников посредством приобщения к чтению художественной литературы Тема: "В каждой книжке свой секрет, И не нужных книжек нет!" Срок реализации: один месяц, краткосрочный. Участники проекта: воспитанники,.

Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе» Актуальность проекта: Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение детей к художественной литературе. К сожалению,.

Развитие связной монологической речи дошкольников посредством восприятия художественной литературы. (вторая младшая группа) Тема: «Отправляемся в путешествие». Цель: обогащать речевое развитие детей через формы народного фольклора. Воспитывать любовь к родному.

Развитие речи детей посредством приучения их к художественной литературе Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду это речевое развитие, речевое общение. Эта задача.

Занятие по развитию мелкой моторики у дошкольников посредством приобщения к фольклору «Весенняя капель» ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ Цель: Развивать мелкую моторику рук детей через приобщение к фольклору. Задачи: Углублять представления о сезонных изменениях.

Эмоциональное развитие ребёнка посредством театрализованных игр По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Педагоги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 18:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД