Лучший педагог года

Использование стихов Валентина Берестова для оптимизации индивидуальных образовательных маршрутов детей

Марина Нечуговских
Использование стихов Валентина Берестова для оптимизации индивидуальных образовательных маршрутов детей

Превращается рука

И в котёнка, и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке!

(В. Берестов)

Стихи Валентина Берестова для оптимизации индивидуальных образовательных маршрутов детей.

Публикация «Использование стихов Валентина Берестова для оптимизации индивидуальных образовательных маршрутов детей» размещена в разделах

На современном этапе работы ДОУ компенсирующего вида, когда одной из главных его задач является создание условий для развития личности, важно, чтобы ребенок, пройдя все этапы обучения, приобрел творческий и исследовательский подход к пониманию окружающего мира.

Старшую группу посещают Алена Г. и Сережа А. – дети со сложными, множественными диагнозами. Для них составляется план коррекционной и развивающей работы с учетом рекомендаций психиатра, логопеда, психолога, офтальмолога. Надо было найти принципиально новый подход к написанию индивидуально-коррекционных маршрутов. Алена и Сережа – дети, требующие особого подхода, испытывающие трудности и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные, и психомоторные.

Основываясь на знании индивидуальных особенностей этих воспитанников, педагогическом прогнозе, мне необходимо было составить индивидуальный образовательный маршрут, который был бы оптимальным, содержательным и радостным. Размышляя над этим вопросом, пришла к выводу: нужен яркий, понятный, эмоциональный материал, который поможет детям раскрыться, снять напряжение, снизить тревогу, негативные проявления, расширить эмоциональный опыт.

Основной частью плана индивидуального сопровождения детей (по развитию мелкой моторики пальцев, ориентировки в пространстве, расширению кругозора, развитию зрительного внимания и памяти) я решила взять стихи Валентина Берестова. Они стали для меня просто находкой: с тонким чувством юмора, точными рифмами, легкими в заучивании.

Ребенок – экспериментатор и изобретатель Дело педагога – предоставить в его распоряжение лабораторию и ассистента: (то есть себя, когда ему потребуется). Творчество В. Берестова – это лаборатория. Его стихи хороши для творческой, театрализованной деятельности. Конечно, творчество наших детей по определению не может ориентироваться на результат, только на процесс. Здесь я придерживаюсь принципа - «обучаемся, играя и подражая», «обучаемся, делая», то есть применяю деятельностный подход к обучению.

С Аленой и Сережей начинали мы «разговорно-пальцевую деятельность» с «театра пальчиков» - мне он нравится тем, что артисты и персонажи всегда готовы к выступлению.

Стихотворение «Бычок», «Цыплята», «Котофей», «Веселый охотник», «Петушки» и др. дети мгновенно запомнили и обыгрывали самостоятельно. В группе популярен «театр рукавичек», забавные персонажи которого оформляли родители. Я попросила их изготовить героев к небольшим стихам В. Берестова, и теперь мы разыгрываем небольшие сценки по стихотворениям «Кошкин щенок», «Заяц-барабанщик», «Лисица-медсестрица», «Коза».

В театре теней дети стали полноправными участниками театрального действа: выбирают силуэт персонажа в нужной позе, водят куклу по сцене, обыгрывают роль. Стихи В. Берестова занимают в теневом театре особое место наряду с такими детскими поэтами, как К. И. Чуковский, С. Я Маршак, А. Л. Барто.

Детям очень нравится, когда я провожу различные театральные эффекты, мгновенно меняя декорации. Мне кажется, в теневом театре простыми средствами можно сделать то, что не поставить ни в одном театре кукол. Например, как бы искусстно и кропотливо я не изготовила красивую модель корабля, зрители видят на ширме модель, игрушку, а в теневом театре с помощью картонного силуэта, целлофановых волн и синего цвета я создаю яркую эффектную картину волнующегося моря с плывущим по волнам «настоящим» кораблем. Картина получается не только по-театральному красивая, но и жизненно верная. Мы ведь и в жизни видели такой гордый силуэт корабля на фоне ночного неба и темных волн.

С помощью теневого театра мы поставили сценки на стихи «Чайка», «Рыбка строит дом», «Картинки в лужах», «Лети!», «Ручеек».

Сравнительно недавно я открыла для себя театр маоионеток, но уже успела оценить его эмоциональную и психологическую тонкость, целительную мягкость.

Ты их за нитки потяни –

Что хочешь выполнят они.

В Берестов

Сценическим пространством театра марионеток я делаю стол. Декорации – красивые, расписные и шелковые однотонны платки, подушки, задрапированные кусочками ткани, (горы, холмы, камни, сухие корешки, ветки. Куклы – марионетки управляются с помощью петелек, мы с Аленой и Сережей учимся перемещать куклы по-разному – медленно, грустно, с подскоками, вскинув ручки, приседая. Разыграли миниатюрные сценки на стихи «Гололедица», «Ходули», «Дороженька», «Тропинка», «Здравствуй, сказка!».

Мы обсуждали образы персонажей, находили характерный голос, манеру, походку действующего лица. На долю ребенка-кукловода выпадала импровизация: чем смелее, самостоятельнее они действовали, тем интереснее было их выступление. Стихи В. Берестова близки детям и искренни. Мне кажется, они как-то по-особенному действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому хорошо запоминаются стихи В, Берестова, в которых налицо образность, предметность, лаконизм.

Особенно дорого для меня то, что эти стихи запоминаются целиком, это обеспечивает осмысленность восприятия и правильную тренировку памяти.

Молчаливые и застенчивые Алена и Сережа, со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стихов благодаря стихотворениям В. Берестова выступают в нашем «театре». Иногда в повседневной жизни они стали к месту цитировать строки из стихов, отвечать на вопросы словами стихотворных героев. Значит, нуждаются Алена и Сережа в том, чтобы выразить себя «поэтическим словом».

«Нет настроения, нет обстановки, нет подготовки, не вижу морковки…»- отшучивается Сережа, если не хочет чем-то заниматься.

«Как хорошо уметь читать!»- восклицает Алена, рассматривая книжки.

Дети – большие лакомки. Когда угощаются конфетами, могут сказать: «Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки

Кто грызет, а кто глотает,

Кто за щечкою катает».

Или придут с прогулки и смеются: «Сто знакомых встретили, на поклон ответили».

Крошечные миниатюры, на один вдох: «Верблюжонок», «Баю-бай», «Репей», «Воробушки», «Гуси», «Тучка», понятны и просты для заучивания.

Я предложила педагогам нашего ДОУ в рамках преемственности в работе использовать творчество Берестова.

Логопедам при планировании логочаса - стихи В. Берестова «Веселая азбука», где на каждую букву алфавита есть маленькие остроумные четверостишия. Для автоматизации и закрепления звуков как нельзя кстати будут коротенькие двустишия:

Жук летает над лужком.

Он устал ходить пешком.

Или:

«Ч» с четверкой спутал Чижик

И прочел: «Четыре ижик».

Ко многим стихам Берестова можно составить карточки-символы, которые помогут для их произвольного запоминания.

С воспитателями мы решили на будущий год, когда дети пойдут в подготовительную группу, включить в раздел «Художественная литература» цикл стихов «Кто живет в портфеле», мне кажется, «Пенал», «Карандаш», «Ручка», «Линейка», «Учебник», «Закладка», «Кисточка», «Тетрадки», «Резинка», «Счеты», «Дневник» и другие стихи будут способствовать расширению кругозора детей.

Инструктору по физической культуре, музыкальному руководителю рекомендовала цикл стихов о цирке, который органически впишется в образовательный процесс.

Закончить мне хочется стихотворением:

Мы ссорились, мирились

И спорили порой,

Но очень подружились

За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,

Кончается игра,

А дружба не кончается,

Ура! Ура! Ура!

Я рекомендовала бы педагогам оценить интересные находки для оптимизации процесса составления индивидуальных образовательных маршрутов для детей. Хотелось бы внести предложение при координации междисциплинарного воздействия специалистов обратить внимание на творчество поэта, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир.

Берестов — очень верная, поэтическая фамилия, излучающая теплый, солнечный свет и улыбку. Благодать. Чистота. Тишина.

P.S.Не бойся сказок. Бойся лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи —

На свете правды больше станет.

Прикреплённые файлы:

yese2_6gfva.pptx | 6655,79 Кб
 
Публикации по теме:

«Театр и дети».«Театр и дети». Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности.

День святого Валентина — подарки своими руками.День святого Валентина — подарки своими руками. День святого Валентина - подарки своими руками. В День святого Валентина всегда хочется дарить красивые, романтические и запоминающиеся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование стихов Валентина Берестова для оптимизации индивидуальных образовательных маршрутов детей
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 20:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД