Елена Кандакова
Эссе «Маленькие хитрости»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ «МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ» воспитателя МКДОУ №8 «Теремок»
Кандаковой Елены Альбертовны
Вы – первый наш учитель,
Вы – словно наш родитель,
Друг и преподаватель –
Воспитатель, воспитатель.
Вы – наш наставник первый,
Щит и стальные нервы,
Ангел-хранитель наш –
Воспитатель наш!
Слова детской песенки, по-моему, точно говорят о нашей профессии – воспитатель!
Публикация «Эссе „Маленькие хитрости“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Я родилась в маленьком посёлке, с красивым названием – Новая Земля. Сколько помню себя в детском возрасте, я всё время пыталась всех учить. Это были и мои куклы, мои подружки, младшая сестрёнка и даже котёнок Васька. Я усаживала их за стол, раскладывала школьные принадлежности и начинала учить писать, считать, читать – «понарошку», потому что сама ещё не умела ни писать, ни читать. Помню, что я ещё «проверяла» тетради и ставила оценки. Мне это очень нравилось, а самое главное, что это нравилось и моим «ученикам». Когда пришло время выбора профессии, мною было заявлено родителя, только поеду учиться на учителя. Отучившись в педучилище, по распределению, я проработала в школе всего лишь год. По воле судьбы я вернулась на малую родину, где устроилась работать в детский сад воспитателем, где работаю, и по сей день, о чём совершенно не жалею.
В начале, было очень трудно, пришлось вместе с моими воспитанниками переучиваться с учителя на воспитателя. Дети как могли мне помогали, подбадривали, высшей оценкой было для меня, когда дети не хотели уходить домой, не разрешали родителям расплетать косички, которые я заплетала. Приходили утром и бежали в группу со своими проблемами, о которых не знали даже родители. И я поняла, что я научилась быть воспитателем!
За двадцать три года работы с детьми, прочитав множество литературы и заимев «личный опыт» и «багаж знаний» в работе с детьми, я записала свои мысли и рассуждения. Которые назвала «Маленькие хитрости», у меня их получилось пока десять, надеюсь со временем, что-то добавлю ещё.
«Маленькие хитрости»
Хитрость первая
«Машина любит смазку, а человек - ласку».
«Для того чтобы просто существовать, ребёнку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития – 12». Эту хитрость обнаружил и подарил известный американский хирург Роберт Мак.
Хитрость вторая
Одобрение даст ребёнку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрений можно обойтись минимумом запретов. Но при этом всё, что хорошо получается, отмечать, а что пока не удаётся, не замечать. Пореже переводить в словесный план и делать «глобальные выводы»: «Вечно ты!», «Всегда у тебя!»
Хитрость третья
Если не испытываете радости от общения с ребёнком, но при этом пытаетесь его чему-нибудь научить, то знайте, что дело бесполезное: научите избегать ваших занятий (уроков).
Хитрость четвёртая
Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать в удаче с любым талантом, если талант робок.
Хитрость пятая
Обделённые талантом побеждают чаще, потому что напористы и решительны. (Значит, у них тоже талант, но другой.)
Хитрость шестая
Для ребёнка, его развития и становления характера гораздо важнее забота о другом, чем о нём. «Хитренько» свалите некоторые заботы о себе и других членах семьи на него. Вспомните ответственного некрасовского «мужичка-с-ноготка», на шестом году серьёзно заявлявшего: «Семья-то большая. Да два человека всего мужиков-то: отец мой да я». Отец его явно был замечательным педагогом.
Хитрость седьмая
Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия способностей не счесть.)
В чём и когда проявятся эти способности и проявятся ли? Жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.
Хитрость восьмая
Самая большая хитрость в воспитании – отойти на второй план, но так организовать условия (среду, обстоятельства, чтобы ребёнок сам проявлял инициативу и находил нужное, необходимое для своего развития, становления. Не учить напрямую, не воспитывать «в лоб». Все как в искусстве: мысль будится через чувство. Потому и педагогика больше искусство, чем наука.
Хитрость девятая
Эволюция заложила в наш мозг стремление к преодолению трудностей. Видимо, поэтому хитрые японцы воспитывают, памятуя свою поговорку: «Если на пути к твоему счастью нет никаких препятствий, создай их сам».
Хитрость десятая
А древние китайцы знали такую хитрость: «Если ты не доволен собой – совершенствуй себя, а если ты недоволен другими – совершенствуй себя, а не других».
Эти «хитрости» часто помогают мне расширять границы освоения мира детьми, сформировывать осмысленное отношение ребёнка к пространству социального мира, и находить своё место в этом мире. А когда я вижу, как раскрывается ребёнок, словно бутон цветка, как глаза его искрятся радостью, счастьем – счастлива и я.
И я уверенна, что не напрасно я тружусь!
Зовусь «Воспитателем» и этим я горжусь!