Татьяна Пивоварова
Эссе «Мой шахматный кружок»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом году в своей подготовительной группе я впервые попробовала вести шахматный кружок. Очень волновалась, сама то я играю довольно слабо. Но решила, что это ничего - все же уровень дошкольника. Расписала программу по книге И. Сухина "Шахматы для самых маленьких". В результате программы только в конце года, в мае, дети должны были научиться играть парами на досках всеми фигурами.
Публикация «Эссе „Мой шахматный кружок“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Мне очень помогло, что сразу сделала себе "помощницу" - плоскостную шахматную доску, которую закрепляла на нашу магнитную доску. Сделала ее из рекламных магнитиков, большого пакета из супермаркета и самоклейки, кому интересно - https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-koleg-shahmatnaja-doska-na-magnitnuyu-dosku-dlja-kruzhka-shahmat.html. Эта доска мне очень помогла, на ней мы разбирали задания весь год, дети очень быстро - практически сразу - стали понимать происходящее на вертикально расположенной доске.
Книгой Сухина пользоваться не получилось - некоторые дети в семьях уже знали расстановку фигур, а двое уже начинали играть. Сухин предполагает объяснение заданий на ограниченом объеме доски - из 2, 3, 4 клеток. Моим детям это показалось неинтересным, считаю, Сухин больше подходит для обучения ребенка родителями. И объяснения с участием сказочных персонажей - Дюймовочка, Незнайка, - считаю лишними. Шахматы сами по себе - игра, и интересная игра. Так что я рассказывала детям о фигурах, их возможных ходах, шахматных терминах в доступной форме, но без плясок и игровых персонажей. Времени кружка и так маловато для выполнения заданий, особенно для шахматных партий, поэтому без реверансов - рассказывала новое для детей, показывая все это на доске, давала игровое задание - без елочек и звездочек, по теме, и потом, когда освоили фигуры, дети играли парами на досках с ограниченным количеством фигур. (Например, слон и 2 ладьи - задание поставить противнику линейный мат, а потом поменяться позицией, или игра королем, 2 слонами, конем и 3 пешками у каждого игрока, или у каждого игрока 5 пешек, король и 2 тяжелые фигуры на выбор, и так каждый раз). Результат - не в конце года, а уже с конца февраля все дети могут играть полную партию парами на досках, а показывать и объяснять им приходится гораздо более сложные вещи, чем планировала - "вилка", "жертва", "гамбит", "зевок","крепость" и т. д. Также часто даю детям задачи на мат в 1 ход и в 2 хода - их нахожу в интернете. Сама узнала много нового, например про "взятие пешки на проходе", или то, что дошедшая до края доски пешка может стать вторым ферзем или третьим конем - всегда думала, что если ферзь уже есть, дошедшая до края пешка может выбирать толко из уже побитых фигур.
Не бойтесь брать шахматный кружок! Не обязательно самому хорошо играть, чтобы научить детей. Нужно только заинтересовать их, а полет у каждого свой. Детям нравятся шахматы, каждый день кто нибудь да играет в свободной деятельности, а один мальчик носит маленькие шахматы даже на прогулку и играет в беседке. Он явно уже играет лучше меня, горжусь им. На совместную партию не соглашусь :)
Все конспекты моего шахматного кружка : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/04/konspekty-shahmatnogo-kruzhka-shahmatenok