Эссе «Моя педагогическая философия или просто… ветка рябины»

Сокольникова Ольга
Эссе «Моя педагогическая философия или просто… ветка рябины»

-Скажи мне, Пётр, что видишь ты?

- Зверей лесных, людей и птиц небесных.

- А ещё, что видишь, ты?

- Города, красивые дворцы и дороги, я вижу, Учитель!

- А ещё что видишь, скажи, если ты - ученик Мой?

- Почему ты спрашиваешь, Учитель. Ну, вижу я море, луну и звёзды? Я вижу красоту вокруг!

- Да. Петр. Далеко глядишь и высоко смотришь. А знаешь, что вижу Я?

- Что, Учитель?

- На рукаве твоём маленького муравья, и когда я гляжу в его маленькие глазки., я вижу целый мир…

Научись полюбить нелюбимое, увидеть незримое, услышать безмолвное.

И в малом увидеть большее…

Прочитала и задумалась: а способна ли я разглядеть мир в глазах ребенка?

Раннее утро. Пора! Надо поднять сына, проводить его в школу. Ему уже десять, у него свои серьезные заботы, впервые влюбился и, кажется, безответно. Дочурка досматривает сладкий утренний сон:

- Ляля! Вставай, одевайся. Надо спешить.

Едва проснувшись, дочка начинает делиться впечатлениями о дне вчерашнем, о явившейся во сне сказке, о планах на сегодняшний день, вечер, на всю свою бесконечную и, конечно же, счастливую жизнь. Беру малышку за руку, и мы отправляемся в наш детский сад. Всю дорогу Лялькин голосок звенит, как неумолчный колокольчик. Вдруг она останавливается и замолкает. Что такое?

- Мама, смотри, какая красота!

Я тоже замираю. Перед нами рябинка… Сто раз пробегала здесь торопливо и не замечала это чудо: гроздья застывших ягод выглядывают из-под снежных шапочек… Стойкие, маленькие шарики тесно прижались друг к другу и к ветке, что держит их. А веточка слегка дрожит, но держит их прочно и словно прикрывает от ветра и непогоды своим последним засохшим листочком.

-Скорей, скорее, дочь. Нас ждут с тобой великие дела. Мы идем открывать миры.

Я захожу в группу, стряхиваю с себя снежинки, а с ними все проблемы, заботы и уже готова встретить своих неугомонных четырехлетних малышей, разделить с ними радости, отогнать тревоги, развеять сомнения.

-Здравствуй, Соня. А почему слезы? Ты не хочешь расставаться с мамой? А твой любимый зайчик сидит в углу и скучает по тебе, пойди, погладь его и скажи ему:»Доброе утро»

-Никита, ты сердит? Давай улыбнемся друг другу, у нас будет сегодня хороший день.

- Юля, солнышко. Дай мне cвои ручки, посмотри на меня, а я - на тебя. Какая ты сегодня красивая!

Колю можно погладить по макушке, Настю – взять за руку, Даниле строго сказать «Здравствуйте», Даше – просто улыбнуться. Только знаю: никого нельзя оставить без внимания. Мой рабочий день начался. Столько миров вокруг, и такие они разные! А моя задача, сделать так, чтобы в сегодняшний день мир каждого ребенка был полон радости, счастья, доброты, красоты и любви.

Утро в детском саду – это особое время. Теплое слово, вопрос, улыбка, шутка, умение выслушать и дать совет, похвалить, успокоить – все это помогает не только наладить деятельность детей, но и создать атмосферу доброжелательности, доверия, взаимопонимания. Утром педагог не только принимает детей, но и встречается с родителями своих воспитанников. Вызвать у родителей расположение к детскому саду, вселить уверенность в том, что ребенку будет хорошо среди сверстников, что его здесь любят – эту задачу решает воспитатель, приветствуя родителей, отвечая на их вопросы, интересуясь состоянием ребенка

Говорят, воспитатель - это не профессия, не работа, это – призвание. Пожалуй, я согласна. Ведь воспитатель – это, прежде всего педагог. Педагогический стаж моей семьи составляет 350 лет. Так значит, это у меня в крови. Мои родители, бабушки, дедушки и даже прабабушки и прадеды были педагогами. С детства и я мечтала стать учителем начальных классов. Но при поступлении в педучилище была зачислена на дошкольное отделение, выучилась на воспитателя. Затем получила диплом психолога. В профессию пришла не сразу. Но начав работать в садике, поняла, что это - МОЕ.

Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своём воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать». Значит, воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги. Реальной воспитывающей силой становятся и такие качества педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и уважительное к ним отношение, разумная любовь, внимание и доброжелательность.

Я отвлеклась, а жизнь в саду продолжается.

- Идем на зарядку!

Как хорошо смотрятся мои дети в спортивной форме! А Павлик сегодня какой-то вялый, наверное, поздно лег, - надо поговорить с родителями о режиме. Прыг-скок под музыку – щечки раскраснелись, на лицах – улыбки. Вот и славно!

-А теперь, мыть руки и завтракать! Каша нас заждалась!

Алина опять не кушает, глядя на нее, положил ложку и Андрей. Предлагаю посоревноваться, кажется, помогло. А как ловко своей левой рукой управился с завтраком Сашик! Какой удивительный это человечек: то тихий, послушный, молчаливый сидит в уголочке и складывает пазлы, то упрямый и агрессивный, даже погладить себя не дает, а иногда безудержно озорной, почти неуправляемый, все и всех сметает на своем пути. Но безусловно – лидер, во всех играх и делах он первый. А как фантазирует, и главное, сам верит во все эти придумки!

С проведением завтрака, обеда и ужина связано формирование культурно-гигиенических навыков, малышей надо учить не только правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, но еще и культуре поведения в коллективе, вежливости, сдержанности.

В полдник на стол подали тарелку с яблоками, среди них одно румянее остальных. Все ручки потянулись именно к нему, дома же все лучшее отдают младшему. Как быть?

- Сегодня самое румяное яблоко смотрит на Катю. Оно радуется, что Катюша стала кушать аккуратно. А в следующий раз будет смотреть на кого-то другого.

Дети усваивают правило: из общей тарелки надо брать то, что лежит ближе.

Значительное место в режиме дня отводится занятиям. Сейчас у нас рисование. Вчера уже заполночь делала заготовки для каждого, представляя какие красивые работы выполнят дети. На листочках – синее небо, зеленая трава, деревья, сегодня мы будем рисовать грибочки. Ребята пыхтят, поглядывая на образцы, изображая какие-то неведомые грибы. Фантазеры! А это что?

- Антон. Зачем ты все зачеркнул черным карандашом, мы же рисуем грибы!

-Так это же молния! Сейчас гроза начнется. Я знаю, я был в лесу в грозу.

Картина безнадежно испорчена, но настроение там отражено. Все ли хорошо у него дома? Конечно же, не буду сердиться. Понимаю, чтобы принести пользу ребенку, воспитатель должен обязательно следовать трем принципам: «Быть рядом, помогать, если потребуется!», «Учить самостоятельности и творчеству!», «Не навредить!». Любое занятие строю так, чтобы дети почувствовали напряженность и вкус труда, учились внимательно слушать и слышать, выражать свои мысли и чувства, стараюсь формировать уверенность в своих возможностях.

Подходит время прогулки – наиболее удобное время для развития у детей динамики движений, физических качеств. Здесь же, на участке, есть реальная возможность воспитывать у детей первоначальные трудовые навыки: летом мы ведерками носили песок в песочницу, осенью собирали листву, зимой берем лопатки и очищаем горку, делаем ступеньки, каждый раз собираем и аккуратно складываем игрушки. Раскрыть детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания детей – одна из наиболее важных задач педагога детского сада. В самых простых, казалось бы, делах, например, таких как самообслуживание, я учу их быть настойчивыми и терпеливыми, не отвлекаться, не торопиться, делать аккуратно, красиво, чтобы результат труда вызывал чувство удовлетворения.

Люблю наблюдать за детьми во время сна. Прочитала сонную сказку, спела маленькую колыбельную (а кто, если не я, и вот уснули мои мальчики и девочки, «носики-курносики сопят…». Да, у Алины опять не дышит носик, не долечили; Никита наконец-то улыбается, наверное, ему снится хороший сон; поправляю одеяло у Сашеньки, останавливаюсь, … Мальчишка растет без отца, ему так не хватает мужского внимания! В детских садах и школах среди педагогов практически нет мужчин. Это закономерно, ни один мужчина за такую зарплату работать не будет. Да что мужчины, одна из серьезных проблем детских садов – это нехватка кадров, воспитателям зачастую приходится работать в две смены. Труд большой, напряженный, требует полной самоотдачи, и почему наше родное государство совсем его не ценит? Педагог формирует будущую нацию, значит, каким оно будет, наше будущее, государству безразлично? Стыдно, господа президенты!

Вот так он и идет, рабочий день воспитателя… Сегодня ночью, когда заснут сын и дочка, я подойду к мужу, поцелую его, скажу «Не сердись. Спасибо за терпение и понимание» и сяду за работу: буду рисовать, клеить, шить, писать конспект занятия, придумывая что-нибудь новое, необычное для моих любимых непосед.

И так день за днем мы вместе идем по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, искренности, открытости, любви….

Сухомлинский В. А. говорил, что «человек стал человеком потому, что увидел глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных капельках росы… Услышал шепот листьев и песню кузнечика… ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Сегодня я сводила своих малышей к той рябинке:

- На что похожа? – спросила я их. И услышала в ответ:

- На кнопочки… - На бусинки… - На маму с детками…

Вот она, «чудесная музыка жизни», благодаря которой каждый из моих малышей, я точно знаю, вырастет Человеком.

Воспитатель – это огромный труд и постоянное самосовершенствование. Воспитатель всегда в поиске. Ведь именно от него зависит, каким будет мир: светлым, радостным или жестоким. Именно от меня зависит, каким малыш увидит этот мир!

Публикации по теме:

Определения уровня сформированности временных и пространственных представлений 1Сформированность временных представлений. 1.1. Времена года 1) Перечисли все времена года. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?.

Притча о ледяной рекеПритча о ледяной реке Притча о ледяной рекеОднажды учитель и ученик прогуливались по берегу реки. — Учитель, почему люди не понимают друг друга? — спросил ученик.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Птицы
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия или просто… ветка рябины»
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 00:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Памятка для родителей «Как подготовиться с детьми 3–4 лет к новогодним праздникам»
. Праздник – это всегда игра, а любой нормальный ребенок любит и хочет играть. Если малыш хорошо, творчески играл в детстве, то он будет хорошо...
Отчет Физкультурного занятия в форме подвижной игры с детьми старшей группы...
Физкультурное занятие в форме подвижной игры с детьми старшей группы «Путешествие в сказку». Дидактическая цель: Создание условий для развития творчества...
Участие в конкурсе «Безопасная елка»
У нас прошел районный творческий конкурс «Безопасная елка». Который проводили ОНД и ПР Нолинского района ГУ МЧС России по Кировской области и Нолинский...
Конспект НОД по познавательному развитию «Лето» во второй младшей группе
Конспект НОД во второй младшей группе «Лето» Программное содержание: – расширить представление детей о лете, как времени года, о летних явлениях в природе; –...
Фотоотчет «Оформление нашего участка зимой» подготовительная группа «Капелька»».
Прогулка для дошкольников — всегда праздник, а зимняя прогулка — праздник вдвойне! Чтобы дети не мёрзли на морозе, они должны быть заняты интересным...