Татьяна Ефименко
Эссе на тему «Я-воспитатель!»
▼ Скачать + Заказать документы
Будучи человеком «ищущим», я постоянно нахожу новые пути для саморазвития, возможности для того, чтобы быть в гармонии с тем, чем занимаюсь, а значит в гармонии с собой.
Совсем недавно я услышала, как Шалва Александрович Амонашвили раскрыл смысл понятия «воспитание» - «в ось питание», «питание оси», души человека. Могу ли я назвать себя воспитателем?
Мой путь к осознанию был долгим, но интересным. Он состоял из множества мелочей, которые кто-то, возможно, не заметил бы. Но именно они помогли мне понять свою роль в общении с детьми. Всего один пример.
Публикация «Эссе на тему „Я-воспитатель!“» размещена в разделах
Когда-то, на очередном занятии, я – семилетняя, весьма застенчивая девочка, не могла запомнить мудреную схему вальса. После нескольких показов вариации у меня так и не получилось ее повторить. Тренер что-то сказал, последовали слезы, объятия мамы, сидевшей в коридоре.
Мелочи. Конечно, я выучила композицию.
В 17 лет я стала мастером спорта и начала преподавать. Этому никто не учил. Работала по образцу. Было нелегко. Но уже тогда я давала детям схему вальса так, чтобы они поняли: мы рисовали на паркете елочки, ступеньки, зигзаги. Дети не плакали. Со временем появлялся опыт. Мои воспитанники, даже самые юные, знали, что мальчик – ведущий в паре, но не главный, он ведет девочку, но не командует ею, и уж тем более не щиплет ее исподтишка.
Многие считают, что переносить собственные детские переживания на своих учеников нельзя. А я считаю, можно и нужно. Иначе, как мы поймем, что чувствуют наши воспитанники. А еще, каждому ребенку очень важно иметь правильный образец.
Для любого педагога появление собственных детей оказывает влияние на его деятельность. Опыт материнства подарил мне множество открытий. Одно из главных - то, что все дети разные. И подход к ним должен быть дифференцированным. А еще, важно, как их воспитывали в дошкольном возрасте. Четырехлетний мальчик может быть философом и расти более смелым и уверенным, чем его 10-летний брат. Это не потому, что старший - менее умный. Просто его слишком оберегали в детстве, не позволяли трогать лягушек и червяков, залезать на верхнюю ступеньку лестницы, быть самым чумазым ребенком во дворе и еще много разных мелочей. Ощутила, как сложно исправлять свои ошибки в воспитании. А как порой непросто терпеть протест и непослушание от маленького ребенка, сдерживаться и не прибегать к крайностям: наказать или наоборот начать заискивать перед ним, чтобы добиться своего. Здесь нужно истинное мастерство воспитателя.
Януш Корчак сказал: «Нет детей, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». На мой взгляд, в этих словах кроется ответ на главный вопрос воспитания детей. Нужно уважать ребенка, как самого себя. Нельзя считать, что наши взрослые проблемы и потребности важны, а детские – это пустяки. При этом мало знать требования ФГОС или другого документа. Здесь важно понять и принять детскую натуру. А я подумала, ведь и счастье у нас с ними разное. Детям нужно намного меньше, чтобы ощущать себя счастливыми. Нам есть, чему учиться у детей.
На протяжении 15-ти лет мне приходилось иметь дело с большим коллективом талантливых детей. Довольно успешно. Мои юные воспитанники не раз становились чемпионами разного уровня. Но появились сомнения, что-то подсказывало мне: "не хватает творчества, свободы, души, больше не хочу быть тренером. "
Именно тогда случай привел меня в детский сад, в большой дружный коллектив. Раньше я не могла себе представить, какая работа здесь кипит, какие возможности дает сотрудничество с командой единомышленников.
В этих условиях невозможно добиться от воспитанников технического совершенства, зато можно увидеть счастье в их глазах от исполнения простого (для меня, но сложного (для них) танца. Я рада, что могу подарить звездный час детям, которых в профессиональную студию, скорее всего, не приняли бы. Появилась возможность осваивать новые способы музыкального воспитания. Не смотря на то, что занятия стали более организованными, простор для творчества безграничен. Можно учить детей многому незаметно для них самих. Развивать творческие качества, ползая вместе с ними по ковру, изображая жука и кукарекать в образе петуха. В музыкальной сказке дать роль каждому ребенку, и даже в самом застенчивом раскрыть способности, о которых он не подозревал. Здесь и я продолжаю развиваться, узнавать новое о себе, преодолевать застенчивость. Оказывается, я могу быть бабой ягой и снегурочкой, клоуном и пиратом. И процесс самопознания бесконечен.
На самом деле, я уверена, в жизни не бывает мелочей и случайностей. Всему свое время. Я не могу похвастаться большим опытом работы в детском саду. Но рада, что пришла к этому именно сейчас.
Это мое место!
Тренерские качества останутся со мной навсегда. Но теперь я – воспитатель!
Я – счастливый человек, потому что умею по-настоящему радоваться мелочам, чувствую и понимаю детей, а значит, могу питать их души счастьем, дарить им радость.
Еще многому предстоит научиться. Но «дорогу осилит идущий». Уверена, что я на правильном пути!