Лучший педагог года

Эссе «Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя»

Лариса Комиссарова
Эссе «Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя»

ЭССЕ на тему :

«Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя».

О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… А. С. Пушкин

Определить для себя, что такое речь мне не составило труда. Учёба в институте не прошла даром. А вот о её роли в профессиональной сфере за годы работы воспитателем в детском саду серьёзно задумалась только сейчас, и то, благодаря теме курсовой подготовки. Не скрою, этот вопрос явился неким белым пятном в моей педагогической деятельности, благодаря которому в моём доме появился интернет, сняты с полок толковые словари, энциклопедии, просмотрены труды Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, А. И. Максакова.

Публикация «Эссе „Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя“» размещена в разделах

Считая себя хорошим воспитателем, я не раз ловила себя на мысли: что нужно делать, для того, чтобы стать ещё лучше? Столкнувшись с проблемой роли речи в личной и профессиональной деятельности, поняла, надо продолжать совершенствоваться, развивая свою речь. Таким образом, знаменитый некогда лозунг вождя пролетариата: «Учиться, учиться и учиться», сопровождавший нас на протяжении десяти лет обучения в школе, снова и снова для меня обретает актуальность.

Основные общеобразовательные программы говорят нам о необходимости обучения детей на лучших образцах родного языка, а кто в детском саду является носителем этого образца? - Воспитатель. Поэтому не могу не согласиться с высказыванием автора методического пособия «Развитие речи детей дошкольного возраста», которое звучит так: «От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей». В этом соль нашей профессии. С самого начала своей педагогической деятельности, а начала её я сразу после школы в должности старшей пионерской вожатой, мне приходилось сталкиваться с неправильным лексическим и грамматическим оформлением речи школьников, она просто изобиловала словами-паразитами. В чём же корень проблемы, почему речь детей так засорена, где же речь, насыщенная яркими эпитетами, художественным словом, к помощи которого мы так часто прибегаем в детском саду? А проблема в нас – педагогах. Увлекаясь объёмом учебной информации, которую запланировано вложить в воспитанников за короткое время занятия, мы зачастую забываем о правильном чётком и ясном произношении, проглатываем отдельные звуки, недоговариваем слова. Не задумываемся о темпе речи, она или слишком быстрая, или слишком медленная. Не придаём должного значения интонационной, выразительной окраске речи, которая заключается в использовании силы голоса, ритма, мелодии, тембра, а также её грамматически оформленному, связному смыслу. От этого наша речь выглядит болезненно, небрежно. Это патология? Нет. Это вполне излечимо. В своей практике мне довелось работать с удивительным педагогом, музыкальным руководителем детского сада, в котором я начинала свою педагогическую деятельность. Первое её занятие с детьми повергло меня в творческий шок. Доброжелательный, выразительный тон, яркая, насыщенная литературными оборотами, чистая, логичная речь, влюбили меня в этого педагога с первого звука. Как-то раз, у неё на занятии, я неправильно поставила ударение в слове красивее, после занятия она подошла ко мне и тактично исправила мою ошибку, объяснив роль культуры моей речи в общении с детьми. Мне было очень стыдно. С тех пор мой стиль общения с детьми отражается в смысле народной пословицы: «Толкуй, да прежде сам разжуй». Мне нравится в своей практике прибегать к помощи пословиц и поговорок, с их помощью можно коротко и ясно объяснить детям смысл тех или иных явлений, поступков. Я начала следить за своей речью, стараясь исключать из неё слова, вызывающие сомнения в произношении, разрабатывать такие качества речи как, правильность, выразительность, чистота, точность, уместность, сознавая ответственность перед своими воспитанниками и детьми. Пример брала с опытных педагогов. За свою педагогическую деятельность мне приходилось принимать участие в районных конкурсах «Педагог года», методических объединениях района, а это открытые занятия, обмен опытом работы, проба сил в написании педагогической философии, круглые столы, самопрезентации. В такие моменты нередко чувствовала, как язык мой как будто заворачивается в «трубочку» при желании выдать научно обоснованную фразу. Не зная брода, не суйся в воду, говорила я себе не раз. Но только таким образом можно получить реальную оценку значимости своей речи. Требования к речи педагога очень высоки. Это провоцировало меня на изучение передового педагогического опыта, методических пособий и рекомендаций, что, несомненно, оставляло нестираемый отпечаток на моей профессиональной деятельности, пополняло словарный запас необходимой терминологией. Конечно, речь моя, не идеальна, но я стараюсь совершенствоваться. Сама порой, не понимаю, как ладно и складно у меня получаются отдельные фразы, правильные, точные и аудитория слушает с интересом. А бывает, например как на лекциях у Татьяны Витальевны Атякшевой, сталкиваюсь с проблемой подбора нужных слов и определений, выполняя творческие задания. Сразу ловишь себя на мысли о недостаточности информации, опыта общения на данную тему в педагогической среде и думаю я такая не одна. В оправдание себя приходит на ум крылатая фраза - на языке вертится, а сказать не могу, вот и получается, моя внутренняя речь не отпускает вовремя на волю мысли. Вообще, по своей натуре, я одиночка придумываю и сочиняю в тишине и покое. Делаю всё заранее, чтобы речь моя не вызывала сомнений у собеседников. Не могу читать текст, не отрываясь для пояснений, что влечёт за собой прерывистость. Часто приходится импровизировать, но здесь всё зависит от уровня осведомлённости проблемой, словарного запаса по данной теме, в проблемных ситуациях придерживаюсь небезызвестной поговорки: «Молчи, за умного сойдёшь».

Я считаю, правильный педагог, взявший на себя роль зеркала для детей, понимающий ценность своих действий, никогда не позволит превратить групповое помещение в Королевство кривых зеркал или комнату смеха. Осознавая своё положение, педагог должен постоянно совершенствовать свою речевую позицию. Воспитатель ребёнку в детском саду самый близкий и родной человек с утра до вечера. Кому же, как ни ему подражать. В подтверждение этой мысли есть много высказываний в устном народном творчестве. К примеру: «Какова яблонька, таковы яблочки» или «Что посеешь, то и пожнешь» и др. Но, как выясняется не всегда можно жать посеянные действия педагогов. К примеру, моя дочь - Оля, очень любит играть в школу. Она берёт на себя роль учителя, а ученики – игрушки, причём у каждой есть своё имя. Здесь наступает момент истины для меня как, педагога. Начинается занятие правильно, тон общения с детьми спокойный, приветливый, Оля старается, выразительно объясняет тему «детям», хвалит своих подопечных, но уже к середине занятия находятся возмутители спокойствия, и вот тон перестаёт быть ласковым, обретает повышенную эмоциональную окраску, в речи появляются слова-сорняки. Страшновато становится, не правда ли? Самое главное, ребёнок считает это нормой общения. Я в таких случаях тактично включаюсь в «педагогический» процесс, ход игры изменяется в положительном направлении, но каждый раз игровые действия ребёнка принимают одну, и туже позицию в отношениях учитель-ученик (воспитатель-воспитанник). У девочки сложился стереотип строгого педагога, а такие педагоги не задумываются о красоте речи, для них дисциплина любой ценой превыше всего. Оле нравится роль учителя, она тщательно «готовится» к занятиям, подбирает атрибуты для игры, но стоп, говорю я себе, я не хочу видеть в дочери педагога, который в силу своих речевых недостатков, игнорирует ценностно-личностные установки, приучает детей реагировать, только на порицания. Может быть, педагог не достаточно опытен, а проблема непонимания педагога воспитанниками состоит в несовершенстве его собственной речи, пройдёт немного времени и ситуация изменится. Ведь опыт приходит не сразу.

С одной стороны это меня стимулирует, помогает оценивать свои действия, как педагога. Бывают ситуации, где меня спасает только речь, эмоциональная, интонационная окраска и содержание которой зависит от обстоятельств. Это может быть считалка, загадка, игра или даже песня. Я считаю свою речь эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой, но, вместе с этим, нуждающейся в постоянном обновлении.

В личной жизни речь помогает мне быть такой, какой бы меня хотели видеть окружающие. В общении с друзьями она одна, в семье она другая. Мой муж, человек серьёзный, немногословный, придерживающийся принципа - семь раз отмерь, один отрежь, поэтому я стараюсь не утомлять его длинными руладами, чувствую, когда можно поговорить, а когда не стоит, но за советом обращаюсь, он не без интереса читает мои работы, а главное понимает мою привязанность к делу и не препятствует этому. Со своими детьми общаюсь в соответствии с возрастными потребностями. Я стараюсь быть им лучшим другом, которому можно доверять тайны. Который может дать добрый совет, а может превратиться в этакую Бабу Ягу, которая, всегда против. Коммуникативная сторона моей речи помогает мне свободно вступать в контакт с родителями воспитанников, давать им практические советы и рекомендации. Коллеги обращаются ко мне за помощью. Я помогаю им в формулировании целей,образовательных задач, даю советы о построении НОД, делюсь своим мнением. Мне, в свою очередь, нравится им помогать, это приводит мою мыслительную деятельность в работоспособное состояние, появляется желание что-то придумывать, творить, не даёт моим мозговым клеткам, отвечающим за профессиональную речевую активность покрыться слоем пыли. Ведь уровень речевого общения с коллегами отличается от уровня общения с детьми. Мы хорошо понимаем, друг друга и, всё-таки, речь моих воспитанников не достаточно хорошо развита, значит, у меня к моей речи возникают вопросы. Мне есть над, чем трудиться, есть в чём совершенствоваться, а без труда, как известно, не вынешь рыбку из пруда.

Кто ищет эффективные средства совершенствования речи, тот обязательно найдёт.

Права народная мудрость: «Век живи, век учись».

Список литературы:

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М. : Издательский дом ЮНИТИ,1988.

2. Даль В. И., Толковый словарь русского языка современная версия. – М. : ЭКСМО-ПРЕСС.

3. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1984.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи ребят (раннего и дошкольного возраста) Пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение 1981.

5. Шаталов А. А. Педагогические взгляды Л. Н. Толстого. – М. 1993.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Мои маленькие достижения!!!Мои маленькие достижения!!! Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Роль речи в личной и профессиональной деятельности воспитателя»
Опубликовано: 27 января 2014 в 15:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД