Папки-передвижки

Эссе о славянской мифологии

Елена Трифонова
Эссе о славянской мифологии
▼ Скачать + Заказать документы

Эссе на конкурс «Педагог года – 2008» о славянской мифологии, 23 января 2008 г. Воспитание патриотизма невозможно без знания истоков русского народа.

- Скажите, какие ассоциации возникают у вас при слове «мифы»? О каких мифах вы вспомните в первую очередь?

99 человек из 100 скажут – древнегреческие, древнеримские. А кто из вас знает мифологию древних русичей? Слышали ли вы имена Сварога, Семаргла, Стрибога, Ярило, Хорса, Велеса, Лады?

Публикация «Эссе о славянской мифологии» размещена в разделах

Пройдёмся по посёлку Серебряные Пруды, заглянем на рынок и прочитаем вывески на магазинах:

«Меркурий» - древний бог торговли;

«Гермес» - древнегреческий бог торговли;

«Бахус» - древнеримский бог виноделия и виноградарства;

«Фортуна» - древнеримская богиня удачи, управлявшая судьбами людей;

«Прометей» - титан из греческой мифологии, похитивший у богов огонь и подаривший его людям;

«Орион» - древнегреческий великан-охотник;

«Олимп» - гора, на которой обитали древнегреческие боги.

И только три магазина напоминают нам о нашей славянской принадлежности :

«Славяне»;

«Руслан» - воспоминание о Пушкине;

И единственное имя «Садко» принадлежит древнерусским былинам.

Что это? Нелюбовь к Древней Руси? Славянским мифам?

Нет. Это – незнание. Славянскую мифологию не учат в школе, об этом мало пишут книг, именами славянских богов не названы планеты, звёзды.

С трудом собирают этнографы, историки знания о языческих верованиях. Но они есть. Они рассыпаны крупицами по русским народным потешкам, закличкам, колядкам, сказкам. Мы пользуемся некоторыми выражениями, не подозревая, что они пришли к нам из древних мифов.

Мы говорим «Утренняя заря», «Вечерняя заря», и тем самым вспоминаем сестёр Дажьбога – одного из богов Солнца, подателя тепла и света.

Мы говорим: «Что на роду написано, того не миновать» - и отдаём дань уважения великому славянскому богу Роду, творцу, создателю жизни, владетелю Земли и Неба, и подземного царства. Знания эти сохраняются в обычаях и праздниках народа.

Нельзя сказать, что мы ничего не знаем из славянской мифологии. Но наши знания разрозненны, хаотичны, мы не понимаем их истоков.

Сейчас возрождаются традиции различных народных празднеств, широко отмечаются Рождество, Масленица, Пасха. А все ли знают, кому посвящены эти праздники?

Есть такая русская народная потешка:

- Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели –

Все люди глядели.

Как они садились –

Все люди дивились!

А ведь когда-то эта песенка звучала по-другому:

- Как два сокола летели –

Овсень и Коляда!

Там лето – здесь зима!

Как они летели – все люди глядели!

Как они садились – все люди дивились!

Как они вспорхнули – все люди вздохнули!

Кто и зачем изменил слова в песенке? Кому понадобилось вычеркнуть из памяти народа имена языческих богов - Коляды и Овсеня?

Коляда – это один из величайших богов древних славян, «малый творец мира». Он спас человечество от духовного вырождения, дал людям закон жизни («Великое Коло Сварога», учредил первый календарь.

У Коляды был брат-близнец Овсень, имя которого мы слышим в р. н. пес. :

- Таусень! Таусень!

Дай блин, дай кишку,

Свининую ножку

Всем понемножку!

У доброго мужика

Родись рожь хороша,

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Чествовали братьев зимой. Их призывали под Новый год. Овсень – предвестник перемен, т. е. нового года. А Коляда приносит удачу, богатый урожай, счастье в жизни, что и отражается в колядках.

А почему на Масленицу мы сжигаем соломенное чучело? И чьё это чучело? Масленица – это, по легенде, дочь Мороза, воплощение Мораны – чёрной богини смерти. Она была связана с зимой, холодом, тьмой и злом.

Современному человеку, наверное, трудно представить ту мстительную радость, которая охватывала по весне наших предков. Никакие запреты не могли им помешать связать из соломы чучело чёрной Мораны, поджечь его и бежать с ним по улице, чтобы потом бросить в воду: пусть воды унесут её прочь навсегда. Они прощались с зимой, холодом, смертью. А известная всем Баба-Яга - это, между прочим, слуга Мораны.

Славянская языческая религия была светла и могуча, настолько могуча, что её не смогло победить христианство. Предки русичей, переходя в христианство, не хотели расставаться со своими обычаями, и многие из них перенесли в новые праздники. Так, Рождество естественно слилось с чествованием языческого божества торжеств и мира Коляды; праздник Параскевы Пятницы – это ни что иное, как древний праздник Мокоши, богини плодородия. Светлый праздник Пасхи вобрал в себя языческую Радуницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве. День Иоанна Предтечи объединился с языческим празднеством божества земных плодов, лесных трав и цветов Купалы. И многие другие христианские праздники слились с языческими. Надо ли это знать? Я думаю, надо. Лично мне это прибавляет только уважение к своему народу.

Славянская мифология очень добрая. Если у древних греков и римлян боги ссорятся, строят козни друг другу, в борьбе за власть над миром не жалеют никого, даже отца родного, то всё не так у древних славян. Главная особенность славянских верований – всё в мире едино: боги и природа. Человек – это воплощение богов на Земле. В русской мифологии невозможно, чтобы сыновья воевали с отцами. Это всё равно, что воевать с самим собой.

Очень жаль, что мы не знаем наших мифов в единстве и целостности. Разве можно возродить Россию, русскую культуру без знания её основ? Ведь мифы – это наша история.

Воспитывая детей в любви к Отчизне, мы не должны забывать своих корней, то начало, из которого вышли славяне. Знание русского фольклора, сказок, мифологии, знание истории помогает осознать себя русскими, усиливает чувство гордости за свой народ. Так давайте рассказывать детям об этом, давайте способствовать возвеличиванию нашей Родины с самого детства.

Публикации по теме:

Мои маленькие достижения!!!Мои маленькие достижения!!! Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Выставка работ детей к Дню славянской письменностиВыставка работ детей к Дню славянской письменности Выполнение представленной работы было приурочено ко Дню Славянской Письменности и изготовлена из множества бабочек, "прилетевших" на цветок.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе о славянской мифологии
Опубликовано: 31 октября 2013 в 22:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе о славянской мифологии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Трифонова (УИ 84602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД