Ольга Говорухина
Эссе-размышление «Я не работаю — я живу работой»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда меня спрашивают, где и кем я работаю, я всегда отвечаю - я не работаю, я живу работой. И это правда! Я выросла в семье, где мама 30 лет была руководителем двенадцатикоплектного детского сада. Я, практически, выросла в кабинете заведующей. Детский сад был моим вторым домом. До сих пор знания и опыт мамы является для меня кладезем, помогающим находить выходы из различных ситуаций. Теперь я сама руководитель, и я продолжаю считать детский сад своим домом, и я в нем хозяйка. Коллектив - это одна большая семья, где все мы заняты женским делом - воспитанием детей и организацией хорошего быта. Как любой семье, нашей «семье» хочется, что бы наш дом, наша жизнь в доме была комфортной, помогающей всем нашим детям вырасти индивидуальными личностями, способными легко адаптироваться в современном обществе. Я понимаю, что педагогического образования для руководителя дошкольного учреждения мало. Жизнь заставляет учиться и быть психологом, юристом, менеджером, дизайнером… Я не имею права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность, а имею право на мудрость, гибкость, высокий профессионализм, на высокую работоспособность, ответственность за осуществление воспитательно-образовательного процесса в учреждении и, конечно же, за повышение качества результатов работы педагогического коллектива. Руководитель должен оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться в соответствии с современной жизнью, разумно рисковать. На мой взгляд, роль руководителя в образовании – суметь поставить перед собой задачу развития и совершенствования той системы, управленцем которой он является. Для этого мне было важно создать благоприятный психологический климат доверия и взаимовыручки, увлечь большинство педагогов прогрессивными идеями, обеспечив психолого – педагогическую поддержку каждому в реализации базовой программы и программ приоритетного направления, освоении и творческом применении новых педагогических технологий.. . Происходящие изменения в сфере образования поставили задачу расширения возможностей компетентного выбора каждым человеком индивидуальной траектории жизненного пути. Смена ценностных ориентаций стала объективной социальной предпосылкой модернизации традиционной системы передачи знаний. Это относится и к дошкольному образованию, в современной практике которого появился большой выбор различных комплексных программ, авторских технологий и методик. В нашем понимании, цель единого образовательного пространства – интеграция комплексных и вариативных программ, путем инновационных технологий, общих образовательных методов и приемов, для реализации потенциала каждого воспитанника. Нами разработана модель единого образовательного пространства и соответствующего ей методического обеспечения, что нашло отражение в программе развития ДОУ. Национальная доктрина образования Российской Федерации, намечая стратегические цели и задачи развития, в качестве одного из приоритетных направлений определяет целесообразность поддержки инновационной деятельности педагога.. . В нашем ДОУ созданы необходимые условия для организации инновационной деятельности: кадровые (расстановка специалистов разного профиля, в соответствии с их специальностью и образованием); формирование развивающей среды; создание благоприятного климата в коллективе для творческой активности; установка связей с учреждениями дополнительного образования, культуры.
Публикация «Эссе-размышление „Я не работаю — я живу работой“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.
Работа по нововведениям в деятельности нашего учреждения началась несколько лет назад. Мы понимали, что детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных технологий и новых программ. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением. Мы понимали, что в первую очередь, для принятия нововведений нужно подготовить педагогов. Положительное отношение к инновациям, состоящее из мотивационных, креативных, технологических и рефлексных компонентов, достигалось путем теоретической подготовки педагогов через курсы повышения квалификации, через системную работу методических объединений, через семинары-практикумы. И сейчас подготовке кадров в детском саду отводится большое внимание. Однако мы сталкивались и с проблемой теоретико-методологического характера, относящихся к инновациям. Проведенный нами анализ показал, что многие педагогические подходы и направления, используемые педагогами, фактически не являются альтернативой существующей педагогической системе, то есть новаторскими; педагоги или пытались оптимизировать существующие методы воспитания или ограничивались частными новыми идеями, которые успешно гасились и ассимилировались существующей системой.
Основным направлением нововведений является реализация образовательной программы. Выбор программы всегда актуален. Свободный выбор образовательной программы позволил педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям иметь комфортную среду обитания, чувствовать уважение их интересов. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования дали нам четкое понятие разделения обязательной и дополнительных частей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, познавательно - речевых, художественно- эстетических и социально - личностных качеств детей мы решаем интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Особое значение в своей работе мы уделяем приоритету, как основному направлению работы. В то время, когда многие учреждения только изучали видовые различия ДОУ, мы сразу решили для себя, что у нас есть весь потенциал к тому, чтобы стать детским садом второй категории, т. е. с приоритетным осуществлением художественно- эстетического развития воспитанников. Сейчас на новом этапе развития системы дошкольных учреждений для нас появилась еще одна возможность изменить статус своего учреждений - автономный детский сад.
Уже сегодня ряд учреждений дошкольного образования осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение, помимо бюджетной услуги, ещё и дополнительных образовательных услуг. Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы в ДОУ на сегодня достаточно высок. Родители готовы заказывать и оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования за рамками бюджетной услуги. В процессе осуществления перевода учреждения из бюджетной формы существования в автономную наиболее значимым остаётся фактор роли руководителя, который не может не быть определяющим. Ведь именно мне предстоит вести коллектив за собой, выстраивать политику выживания и развития учреждения, преодолевать различные препоны со стороны многочисленных контролёров. Каким же критериям я, как руководитель, должна соответствовать?. . Как показывает практика, личность руководителя должна отвечать таким критериям, как: инициативность и стремление к использованию инноваций; способность дойти до цели – осуществление перевода; готовность выстоять наедине с временными финансовыми трудностями, которые могут возникнуть непосредственно в процессе перевода; наличие соответствующих качеств не только для организации работы учреждения в рамках выделяемых из бюджета средств, а ещё и в целях развития учреждения для получения дополнительных доходов путём внедрения новых направлений деятельности, готовность к конкурентной борьбе за потребителя услуг с бюджетными учреждениями и коммерческими структурами, оказывающими аналогичные услуги.. Мы опасались того, что как только учреждение станет автономным, то тут же не снизится финансирование, – однако, изучение нормативной базы показало, что это ошибка. Какие бы трудности ни постигли региональный или муниципальный бюджет, за ним сохранится обязанность финансового обеспечения содержания имущества автономного учреждения. Если учреждению дали средства на осуществление его основной деятельности, то никто их у него не изымет. В статье 20 закона № 174-ФЗ говорится о том, что объём финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному, не может зависеть от типа такого учреждения.
Для более ясного перехода к новому типу ДОУ администрацией города было проведено совещание с руководителями дошкольных и образовательных учреждений, темой которого стала подготовка к созданию автономных учреждений. Специалисты отделов рассказали о нормативно-правовой базе, регламентирующей порядок создания и функционирования автономных учреждений, показали отличия автономного учреждения от бюджетного, а также порядок финансового обеспечения выполнения муниципального задания автономным учреждением. Надо отметить, что встреча проходила в атмосфере бурного обсуждения озвученной информации; в вопросах и репликах прослеживалось как чувство боязни нового, неизвестного, так и негативное восприятие его. Вся информация была донесена до членов коллектива, было предложно вынести эту тему для обсуждения на Общее собрание. Перспектива перехода в автономию уже не пугает коллектив, а является способом более качественного предоставления услуг нашего ДОУ.. . Именно поэтому сегодня мы вновь и вновь задумываемся о всех возможностях повышения качества образования в нашем ДОУ, как основе формирования будущей личности. Я всегда была уверена в истине и ни разу не усомнилась в том, что, оттого, какие качества сумеем воспитать у ребенка в первые семь лет жизни мы - взрослые, то и будем “пожинать” в последующие периоды жизни: совершенствовать ли, реформировать ли, учить ли, переучивать ли. Ведь каждый ребенок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. Предназначение нашего дошкольного учреждения состоит в том, чтобы оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей и предметов, открывая мир через опыт своих личных ощущений, действий, переживаний.