Елена Журавель
Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи и речевое общение дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, как на речевых занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Разговаривая, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Публикация «Эссе „Развитие речевого интереса у дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Для стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста необходима мотивация, ведь речь возникает из потребности высказаться. Присутствие речевой мотивации у детей означает, что существует внутреннее побуждение к выражению собственных мыслей, переживаний. Поэтому перед педагогом стоит задача не просто дать ребенку знания, но и сформировать интерес, научить действовать самостоятельно: находить себе интересное занятие, уметь решать проблемные ситуации и т. д. В повседневном речевом взаимодействии мотивы являются элементарными потребностями ребенка в позитивных эмоциях, в признании и поддержке.
Для детей дошкольного возраста характерна неспособность к длительному волевому усилию, наблюдается неустойчивое внимание. Поэтому задача воспитателя заключается в том, чтобы каждое занятие проходило для ребёнка в доступной, привлекательной для него форме.
Чтобы вызвать интерес детей к занятиям по речевому развитию я использую следующие приемы: игры, сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т. д.)
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В процессе игровой деятельности педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, сознание, волю и поведение в целом.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Для обогащения и активизации словарного запаса проводятся речевые игры и упражнения. Работа над обогащением словарного запаса ведется одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Большое внимание уделяется пальчиковым играм, упражнениям и играм для развития мелкой моторики, хороводным играм, играм малой подвижности, театрализованным играм.
Важную роль в речевом развитии играют произведения устного народного творчества: сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки. Дети проявляют большой интерес к сказкам. Именно сказка помогает строить правильный диалог с собеседником, развивает логическую связную речь и делает речь красивой и эмоциональной. В свою деятельность я включаю игры и упражнения, способствующие развитию навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы. Разыгрывание этюдов позволяет, используя игровую природу ребенка, объяснить, как нужно себя вести, чтобы быть принятым в коллективе.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие коммуникативных способностей. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Чтобы вызвать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи, необходимо целенаправленное обучение. Развитие речевой активности детей считаю одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников. Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. От того, как сформированы навыки общения, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.