Ольга Сметанина
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Учитель и ученик растут вместе»
Мы с учениками узнали каждый в своё время, что данное изречение принадлежит великому китайскому мудрецу и духовному наставнику Конфуцию, однако его слова актуальны и по сей день. Что же знаменитый мудрец имел в виду? В наше время никто не станет спорить с тем фактом, что знания и жизненный опыт учителя и ученика должны всегда отличаться, ведь они принадлежат к разным эпохам, поколениям и у них разный социальный статус. Но что же па сути их объединяет? Совместный ли труд, в котором задача одного – научить, а другого – овладеть знаниями? Наверное, нет. Ведь только подумайте, как ни странно это звучит, но позиция ученичества является общей для них обоих.
Публикация «Эссе „Учитель и ученик растут вместе“» размещена в разделах
Давайте начнём разбираться со словом «растут» в этой цитате, то становится ясно, что расти, значит, развиваться: расширять свой кругозор, усложнять систему учебных, коммуникативных и личностных взаимодействий в целом. Больше понимать, больше предвидеть, больше чувствовать. В учебном процессе обучающийся приобретает главные новые знания под чутким руководством мудрого наставника. Теперь на новом этапе жизни, формируются его мировоззрение, новые навыки, умения, которых раньше не было. А как же учитель? Чему учится он в этом совместном процессе обучения и сотворчества в получении новых для себя знаний? Если каждый новый ученик – это новая вселенная со своими законами, непознанными реакциями, неоткрытыми талантами, то учителю, как первооткрывателю еще предстоит их найти, как всегда понять, зажечь и показать не только другим, но и главное – самому ребенку. Вдохновить его на использование своего потенциала. Но и сам учитель прибавляет в данном процессе главные взаимодействия – приобретает новые умения, и прежде всего, умение ладить с учениками, находя особый путь к каждому. Приходится говорить на том языке, который будет понятнее именно для данного ребенка, при этом нужно владеть многообразными приемами, чтобы построить свое объяснение и общение интересно и доступно для каждого маленького человечка. В зависимости от изменчивости времени и среды совершенствовать свое мастерство, качественно и виртуозно расставлять необходимые акценты. Ведь когда то, что было очевидно вчера, сегодня требует пояснений, а то, что накануне считалось просто мечтой, в настоящий момент проявилось, и учитель должен учитывать все эти изменения, идти в ногу со временем и «расти» в соответствии с современными требованиями и изменяющимися условиями.
И так растет ли учитель по мере роста своего ученика? Безусловно. Новое современное поколение – это новые современные подходы и технологии. На своем собственном опыте я могла в этом убедиться также неоднократно. Каждый раз, когда ко мне приходят очередные ученики, я как бы заново начинаю процесс обучения, в том числе и своего. Постепенно, по мере роста знаний моих новых подопечных, я и сама расту, переходя на более сложный уровень общения, абстрактного мышления, межличностных отношений. Заканчивают ученики одиннадцатый класс – и я с радостью отмечаю, что с очередным выпуском действительно достигла для себя чего-то большего, совершенного, да и теоретическим материалом овладела на более глубоком уровне, хотя, казалось бы, и программа и учебник не изменились. Следовательно, современное выросшее поколение учеников тоже передало мне частицу своего видения мира, наполнило моё представления о мире и об актуальных предпочтениях современного молодого поколения.
Как всегда стремительно бегущее время в наш век информационных технологий накладывает свой неизгладимый отпечаток. В динамично развивающемся мире меняются требования и к школьному образованию, и к роли учителя. С появлением Интернета учитель перестает быть основным источником информации. Какова же тогда роль наставника? Он становится не просто наставником, а необходимым проводником в бескрайнем море информации. Он помогает ребенку разобраться в правильности, важных ценностях, неоспоримости найденных и используемых источников. Учитель бережно направляет самообразовательную работу ученика. Но прежде всего, конечно, он сам должен хорошо ориентироваться в безбрежном информационном потоке, разбираться в многообразии интересующих школьников вопросов, владеть современными информационными технологиями. А учитель не всегда успевает идти «в ногу со временем», вот и приходится им временно поменяться ролями. Неужели это так плохо? Это целесообразно! Это дает прекрасную возможность сотрудничества, сотворчества и сопереживания.
Невероятно! Действительно, у учеников есть чему поучиться! И это бесценно!
Должен ли учитель, каждый раз входя в класс и видя устремленные на него глаза своих учеников, чувствовать себя всё знающим и всё умеющим? Конечно же да, потому что это дает преимущество и ему, и ученикам уверенность в своих силах и возможность опираться на собственные наработанные знания. Потому что нет загадок и тайн в этом мире которые небыли ли открыты, ведь недаром еще великий Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Думаю, что любой учитель, по-настоящему любящий свою профессию, думающий и анализирующий, не раз в своей жизни говорил себе то же самое. И в этом случаи он ничем не отличается от ученика, а значит, разбираться предстоит самому. И в этом видится его собственный «ученический» путь, полный взлетов и падений, радости открытий и неудовлетворенности от полученных результатов, тревоги за судьбу любимых учеников и признательности им за годы совместного труда.
И так таким образом, высказывание великого Конфуция «Учитель и ученик растут вместе» раз за разом находит свое подтверждение. И, проходя в месте через трудности ученического труда к долгожданным собственным результатам, оба – учитель и его ученик совместно взрослеют, растут духовные качества, приближаются к новому совершенству. Затем их пути могут разойтись, и ученик уходит в большую взрослую жизнь как в открытое море. И вроде бы он уже научился управлять ветрами и волнами, но всё же всегда он будет нуждаться в новых для него познаниях, не из черпаемых знаний большого мира.