МААМ-картинки

Эссе «Воспитатель в детском доме. Кто он?»

Елена Антонцева
Эссе «Воспитатель в детском доме. Кто он?»
▼ Скачать + Заказать документы

Бывает очень больно и обидно слышать, когда в СМИ негативно показывают образ воспитателя, особенно воспитателя детского дома, сформированный скандальными публикациями и прочей "чернухой".

А ведь в детских домах работает много замечательных профессионалов и просто хороших людей. Вспоминают о них нечасто, платят им немного, даже цветы на первое сентября или 8-ое марта им получить не от кого. Если, к примеру, в незнакомой компании, на вопрос: «Кем вы работаете?" Человек отвечает: «Воспитателем в детском доме». Какая будет реакция? Понятно, что может быть разная, но все-таки, воспитатель в детском доме - что за фигура? Одни искренне удивляются, другие открыто сочувствуют.

Публикация «Эссе „Воспитатель в детском доме, Кто он?“» размещена в разделах

Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях. Это, наверное, и не работа, а стиль, образ жизни, совершенно другой взгляд на привычные вещи, ситуации, другое мышление. Нам, воспитателям – дошкольникам детского дома приходится нести ответственность не только за жизнь и здоровье наших малышей, но и за их раненые души. За короткую, едва начавшуюся жизнь они уже испытали и предательство и равнодушие самых близких людей, т. к. наши воспитанники, в основном, - социальные сироты.

Получая педагогическое образование, я даже не предполагала, что придется работать в условиях детского дома с детьми - сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

Среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них имеется большой процент детей с нарушением психических функций. Глядя в глаза этим малышам, видишь, как рано они узнали страдание и горе: пьяных, жестоких и равнодушных родителей, голод, нищету, предательство и т. д. У большинства малышей имеются отклонения и в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности.

Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Недостатки эмоционально – волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм и т. д.). Отмечаются проблемы формирования нравственно – этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствии критики. Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Несвоевременная коррекция чревата устойчивым низким уровнем обучаемости и несформированностью социальной зрелости.

Пониженная самооценка, робость, замкнутость - это еще один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.

Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением. В наибольшей степени страдает связная речь.

Чтобы решить эти проблемы, помочь ребенку, необходимо обладать не только желанием, но и знаниями и умениями. Чем раньше будет уделено внимание ребенку, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Воспитатель должен быть разносторонне развитой личностью, чтобы решить массу проблем. И здесь хороши любые средства.

Поступая в детский дом, трехлетние малыши называют нас мамами.

Наши дети не очень-то ценят общение со сверстниками и всячески стремятся получить индивидуальное внимание взрослого, причем в любой форме. Это может быть и беседа с глазу на глаз, и маленький подарочек, и поглаживание или поцелуй перед сном. Такую «прилипчивость» можно понять, ведь это выражение постоянного дефицита личного, индивидуального общения именно со взрослым.

Конечно, воспитатель в детском доме и не мама, и не «учительница», а близкий человек, почти «родственник», которому можно довериться. Каждому педагогу на собственном опыте приходится находить свой оптимальный уровень близости. То, что дистанция необходимо, понимают все.

Случайные люди здесь просто не задерживаются надолго, остаются только «те самые». Не каждый сможет вкладывать свою душу, тратить время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей.

Существует очень распространенное мнением о том, что воспитатели занимаются только бытовыми вопросами, на самом деле наша работа очень похожа на работу врача. «Не навреди! Помоги ребенку!»

Воспитатель в детском доме – это самый главный человек, потому что именно от него зависит все, что происходит в группе или с каждым ребенком в отдельности.

Конечно, приходится ежедневно решать мелкие и крупные бытовые проблемы, с которыми сталкиваются все родители, имеющие детей – дошкольников: вовремя накормить, одеть, обуть, позаниматься, поиграть. Многодетной считается мама, имеющая троих и более детей, потому что это ежедневный, колоссальный труд, а у нас их в группе 14-16 детей, очень разных по характеру и темпераменту. И вечером, как в детском саду, они не уходят домой, они живут в детском доме. Это тоже накладывает определенный, причем негативный, отпечаток на их жизнь.

И только от воспитателя зависит, каким вырастет человек, что будет заложено в его душу. Ведь в каждом ребенке нужно разглядеть личность, подобрать к ней ключик: кого-то нужно выслушать, помочь, посоветовать, пожалеть, успокоить или подбодрить, а может быть и поговорить «по-душам», помочь сделать выводы.

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.

Поведение детей, подготовка детей к школе, проведение занятий, чистота, организация досуга, индивидуальная работа - вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя.

Никто не отрицает трудность нашей работы, но как нас радуют успехи наших воспитанников. Как собственную награду мы считаем достижения наших детей. Научился выговаривать трудный звук, прыгать через скакалку, конструировать, решать примеры, успешно выступил на сцене перед другими детьми, научился читать первые слова – это тоже наши достижения! Особенно нас радуют желания детей учиться, чем-то заниматься, делать что-то хорошее, поступать по-честному, достойно.

Очень приятно слышать добрые отзывы о наших детях «со стороны». Не раз нам с удивлением говорили, что наши дети не похожи на «детдомовских», что они такие же, как все: чистые, ухоженные, умеющие себя вести в обществе; ничем не отличаются «от домашних».

Подходит к концу время пребывания наших дошколят. Сейчас они готовятся к переходу в старший блок. 1 сентября они идут в первый класс. Смотришь на них и удивляешься, какие они были и какими «звездочками» они стали! Наши воспитанники группы «Гномики» постоянно принимали участие в концертах, утренниках, праздничных мероприятиях, конкурсах чтецов, театрализованных представлениях в детском доме, получая грамоты и благодарности. Многократно наши ребята принимали участие в Международных и Всероссийских конкурсах рисунков и поделок, также получая призовые места, дипломы лауреатов.

Дети – наше зеркало. Они подражают нам, берут пример с нас. От того, что будет вложено в душу и ум ребенка, таким будет и все наше общество, наша будущая жизнь. Все признают, что личность может воспитать только личность, поэтому постоянно приходится учиться и работать над собой.

Воспитатель в детском доме : друг, наставник, альтруист, педагог, человек, заменяющий родителей, мама, первый учитель. Кто он?

Публикации по теме:

Анализ учебных навыков и умений для детей Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детейВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Умение слышать и принимать учебное.

Портфолио воспитателя! Я Жданова Елена Анатольевна- Моя профессия воспитатель, но для меня это не просто профессия - это моя жизнь. Ведь ни возможно выйти за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Воспитатель в детском доме. Кто он?»
Опубликовано: 5 июня 2014 в 15:28
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Воспитатель в детском доме. Кто он?»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Антонцева (УИ 138194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД