Папки-передвижки

Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Ирина Стерляхина
Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел его грамматическим строем.

Грамматика – свод правил, в которых содержаться основные законы об изменении слов (это изучает раздел морфология) и их сочетании в предложении (это изучает синтаксис).

Усвоение грамматического строя языка, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребёнка. Полное овладение грамматическим строем происходит к 8 годам.

Публикация «Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Постепенность и длительность овладения грамматическими категориями объясняется следующими причинами:

Возрастные закономерности нервной деятельности (ребёнок в 2 года не может усвоить то, что он должен знать в 5 лет);

• Сложность грамматической системы русского языка :

- очень много исключений из общих правил: разносклоняемые существительные, разноспрягаемые глаголы, несклоняемые существительные;

- нет постоянного ударения: окнО, Окна; чАс, часЫ,

- чередование звуков: ложись, лечь, лягу; бегу, бежать;

- разнообразие окончаний : нет козлов, столов, слонов, но нет стульев;

- большое количество слов-неологизмов: фаст-фуд, хот-дог, роуминг;

- введение новых правил произношения общеупотребительных слов: кофе – с. р., йогУрт.

В процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста выделяют ряд этапов. Более наглядно они представлены в следующее таблице.

Основными критериями сформированности грамматического строя речи являются следующие показатели.

В 3 года ребё нок должен:

Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы) : котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

В 4 года ребё нок должен:

Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы) : телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

• Правильно согласовывать слова в предложении.

В 5 лет ребё нок должен:

• Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;

Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;

• Образовывать названия детё нышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;

Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

В 6 лет ребё нок должен:

Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;

Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;

Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;

Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;

Образовывать прилагательные от существительных: относительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;

Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;

Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

Публикации по теме:

Дидактические игры в детском саду Я работаю в детском саду воспитателем младшей группы. Каждую неделю в нашем саду проходят педсоветы. На одном из таких собраний нам предложили.

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Презентация по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". «Учите ребёнка, каким – нибудь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 7 июня 2013 в 17:51
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Стерляхина (УИ 79985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД