Ирина Стерляхина
Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел его грамматическим строем.
Грамматика – свод правил, в которых содержаться основные законы об изменении слов (это изучает раздел морфология) и их сочетании в предложении (это изучает синтаксис).
Усвоение грамматического строя языка, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребёнка. Полное овладение грамматическим строем происходит к 8 годам.
Публикация «Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Постепенность и длительность овладения грамматическими категориями объясняется следующими причинами:
• Возрастные закономерности нервной деятельности (ребёнок в 2 года не может усвоить то, что он должен знать в 5 лет);
• Сложность грамматической системы русского языка :
- очень много исключений из общих правил: разносклоняемые существительные, разноспрягаемые глаголы, несклоняемые существительные;
- нет постоянного ударения: окнО, Окна; чАс, часЫ,
- чередование звуков: ложись, лечь, лягу; бегу, бежать;
- разнообразие окончаний : нет козлов, столов, слонов, но нет стульев;
- большое количество слов-неологизмов: фаст-фуд, хот-дог, роуминг;
- введение новых правил произношения общеупотребительных слов: кофе – с. р., йогУрт.
В процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста выделяют ряд этапов. Более наглядно они представлены в следующее таблице.
Основными критериями сформированности грамматического строя речи являются следующие показатели.
В 3 года ребё нок должен:
• Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;
• Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;
• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;
• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы) : котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;
• Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;
• Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.
В 4 года ребё нок должен:
• Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;
• Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;
• Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;
• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы) : телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;
• Правильно согласовывать слова в предложении.
В 5 лет ребё нок должен:
• Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;
• Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;
• Образовывать названия детё нышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;
• Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.
В 6 лет ребё нок должен:
• Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;
• Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;
• Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;
• Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;
• Образовывать прилагательные от существительных: относительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;
• Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;
• Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.