«Эти волшебные палочки». НОД по реализации национального компонента для детей подготовительной к школе группы

Викторова Татьяна
«Эти волшебные палочки». НОД по реализации национального компонента для детей подготовительной к школе группы

МАДОУ Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Конспект НОД

«Эти волшебные палочки»

для детей подготовительной к школе возраста (6-7лет).

Выполнила: Викторова Татьяна Анатольевна - воспитатель.

г. Белоярский. 2014г

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: удовлетворить познавательную потребность воспитанников о традиционных хантыйских игрушках.

Программное содержание:

Образовательные:

- научить детей играть в традиционную хантыйскую игру «щел»;

-помочь понять практическое назначение игрушек и их роль в быту и традиционной культуре коренного населения;

Развивающие:

-совершенствовать навыки виртуозного владения палочкой.

-развивать ловкость рук, логическое мышление, внимание, память;

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к народным традициям;

- воспитывать желание соблюдать правила игры, приобщаясь к истокам коренных народов севера;

-воспитывать чувство гостеприимства, доброжелательности.

Методы: игровой, практический, наглядный.

Словарная работа: «щёл», «талты юх», «хутанг», символика».

Раздаточный материал: одна палочка на ребенка, 1 туесок, картонные квадраты 15*15 с пластилиновой основой, по количеству воспитанников; веревочка 20-25 см по количеству детей.

Демонстрационный: 1 палочка- экспонат,картины-схемы: «Чум», «Лебедь».

Ход занятия.

Педагог: Ребята, вы помните, когда мы защищали проект Ваня предложил вам поближе познакомиться с хантыйскими игрушками и головоломками. Я правильно поняла ваше желание?

Дети: Да!

Педагог: Вот, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность познакомиться с новой хантыйской игрушкой, дело в том, что она недавно появилась в нашем музее патриотического воспитания, и я хочу вас с ней познакомить. (Педагог показывает палочку)

Педагог: Знаете что это такое?

Дети: Палочка.

Педагог: Это палочка не простая. А самый настоящий хантыйский полезный инструмент.

А из чего изготавливаются все хантыйские игрушки?

Дети: Они изготовлены из природного и подручного материла.

Педагог: Правильно, потому что они безвредны и не нужно много забот, чтобы их изготовить. С ранних лет ребенка-ханты необходимо приучать выживать в суровых северных условиях, учить охоте, рыболовству, оленеводству, защите своего жилища. Что бы этому научиться, детей тренируют с помощью игр, учат «управлять» своими способностями, тренировать необходимые качества.

Каждый предмет у хантыйских детей может превратиться в игрушку, и развивать ум, ловкость, смекалку, физическую силу.

Все игры с палочками очень распространены в среде детей - хантов и называются - «щёл». Существуют разные виды игр – «щёл».

Мы познакомимся с некоторыми из них, которые можно играть в помещении.

Игра называется - «щёл».

Педагог: Присаживайтесь на коврик поудобнее. Скажите, а можно с одной палочкой играть большому количеству детей?

Дети: Нет.

Педагог: Для этого я вам приготовила каждому палочки. Возьмите каждый себе по одной палочке и посмотрите, как нужно играть в эту игру.

1 вариант: Нужно положить палочку на тыльную сторону ладони, подбросить снизу вверх, и поймать её внутренней ладонью. (показ)

Сначала правой рукой, а затем левой рукой. Ну что, попробуем ребята?

Дети: Да!

Педагог: Молодцы! Какие же вы ловкие! У вас все получилось!

А, сейчас, я вам покажу как по другому можно ловить палочку.

2й вариант: Точно так же нужно положить палочку на тыльную сторону ладони, подбросить снизу вверх, и в это время повернуть руку ладонью вверх и поймать палочку.

Педагог: Как вы думаете, чем учит эта игра?

Дети: Ловкости рук, внимательности, развивают зрение. Которые пригодятся на охоте, на рыбалке, на пастбище.

Педагог: А при помощи чего дети добиваются этой ловкости?

Дети: При помощи палочки.

Педагог: Правильно, ловкость и внимательность – важные качества для жизни в суровых северных условиях. Это одно из предназначений палочки в жизни хантов.

Скажите, что нужно для того, чтобы оленеводы-ханты обустроили свое жилище-чум?

Дети: Палки, шкуры оленей.

Педагог: Правильно, из чего строится чум?

Дети: Из палок, шкур оленей, веревок.

Педагог: Вот для того, чтобы дети ханты, когда вырастут, умели построить чум, придумана другая игра «щёл» - «Построй чумик». Подойдем к столу.

Основой чума служат жерди, длинные по величине (показ картинки).

Чтобы чум получился прочным, устойчивым. Жерди размещают на одинаковом расстоянии друг от друга и крепко втыкают в землю, на верху чума жерди перекрещиваются и их закрепляют веревкой. Чум получается устойчивым. Ребята, давайте попробуем, как хантыйские дети учатся строить чум. Только вместо жердей у нас будут - палочки.

Дети: Давайте!

Педагог: Правила простые, детям нужно выстроить такой же чум как и взрослые, а для этого они берут нужного размера палочки и тренируются играя. И Вам предлагаю тоже потренироваться.

Дети берут основу из пластилина (барельеф) и строят чум.

Педагог: Чему учит эта игра?

Дети: Строительству жилища, ловкости, трудолюбию.

Педагог: А какая в этом роль палочки?

Дети: Палочки служат основой в строительстве чума.

Педагог: Это еще одно предназначение палочки – строительство.

Педагог: Чем же еще ханты занимаются в тайге?

Дети: Охотой, рыболовством, оленеводством.

Педагог: Это очень важно научиться добывать себе пищу, но животные тоже хитрые, и так просто не поддаются, и поэтому детей учат другой игре-состязания. (Входят два ребенка одеты в хантыйскую одежду)

Гости: Здравствуйте ребята! Мы, в интернете, прочитали про ваш проект «Куклы народа ханты» и обрадовались, сколько всего вы узнали, о наших куклах и обрядах, а еще мы прочитали, что вы хотели научиться наши национальным играм? Это правда?

Дети: - Да! Мы очень хотим узнать про хантыйские игы.

Гости: А мы приехали научить вас одной игре называется “Талты юх”, что значит - перетягивание палки. Чаще всего это состязание проходило весной, во время “Mедвежьих праздников”, или в другое время на свадьбах, когда приезжали гости. (Показ, два игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают равномерно палку. По команде судьи игроки начинали тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживал и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Нельзя было сгибать ноги в коленях. Победитель состязался со следующим игроком. Игра продолжалась до выявления победителя среди всех участников состязания.

Хотите ребята попробовать?

Дети: Да!

(Дети разбиваются на пары и состязаются в перетягивании)

Гости: Здорово, как у вас получается! Как будто вы уже много раз играли в эту игру! Ребята, как вы думаете, чему учит эта игра?

Дети: Ловкости, силе рук, смекалке, соперничеству, способу выиграть.

Педагог: А что помогает хантыйским детям развивать это качество?

Дети: Большая палка.

Педагог: Ребята, давайте скажем гостям спасибо за то, что научили нас интересной игре, и попросим их остаться, они увидят, чему мы еще научимся. А мы подойдем к столу. (Демонстрация картины.)

Педагог: Удивительное дело! Игры с палочками развивать могут не только физическую силу, ловкость, осторожность, но и умение считать, и вы в этом сейчас убедитесь. Игра называется «хутанг». что значит- «Лебедь. Эта игра имеет несколько вариантов. Чтобы в нее поиграть, нам нужно выложить из палочек фигуры птицы – лебедя, а для этого предлагаю изучить схему и вы самостоятельно выложите такую же фигуру птицы.

(Дети выкладывают: две палочки - голова, одна - шея, три - туловище, по четыре - крылья, пять – хвост.) (После рассматривания- схема убирается)

Педагог:

Минимальное количество игроков - два. Выкладывается та же фигура «лебедя», но игроки теперь сидят/стоят к ней спиной. Водящий убирает палочкуиз головы лебедя и обращается к игрокам с вопросом: «Я убрал одну палочку из головы лебедя, сколько там осталось палочек?». Не поворачиваясь, игроки должны ответить, сколько осталось палочек. Затем последовательно вынимаются палочки из шеи, туловища, крыльев, хвоста,и каждый раз водящий говорит: «Я убрал одну палочку из (называется часть «лебедя», сколько там осталось палочек?». Если кто-то из игроков отвечает правильно, палочка отдается ему, если нет - оставляется на месте. Игроки сидят спиной к фигуре «лебедя» на протяжении всей игры. Заканчивается игра, когда вся фигура разобрана.Педагог: Чему учит эта игра?

Дети: Счету.

Педагог: А с помощью чего дети учились считать?

Дети: С помощью игры «Лебедь», с палочками.

Педагог: Ребята, а как вы думаете, такие игрушки мы можем купить в магазине?

Дети: Нет.

Педагог: Вы обратили внимание, что палочки изготовлены из простого природного материала?

Дети: Да, палочки изготовлены из дерева.

Педагог: И не случайно! Чтобы не нанести ущерб природе, ханты, придумывают такие игры, которые бы и учили детей выживать в суровых северных условиях, а с другой стороны, любили ее - замечая северные красоты, оберегали ее от нецеленаправленного использования природных ресурсов, чтобы была возможность и самим заниматься своими промыслами, и оставить потомкам, и, поэтому палочки, как и другие игрушки хантов, изготавливаются самим жителями и не приносят детям вреда.

А у вас какое впечатление от знакомства с новыми играми?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог: Ребята, а вам было сложно в них играть?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог: (Показывая детям экспонат) Ребята, скажите, так ли проста оказалась палочка, как мы думали сначала?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог: Как её можно назвать?

Дети: Палочка-сила, палочка –ловкость, палочка- счет, палочка- обучалочка.

Педагог: А что человеку помогает придумывать разные игры или действия с палочкой?

Дети: Фантазия. Ум. Сообразительность.

Педагог: А что сегодня удивительного и интересного было для вас?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог: Какая игра вам больше всего понравилась? А почему?

Дети: Различные ответы детей.

Педагог: Ребята, мне тоже интересно было научить вас этим играм и поиграть с вами, но мне хочется и нашим гостям сделать подарок. Давайте исполним для гостей «Северный хоровод»?

Гости: Ребята, как здорово, что вы интересуетесь культурой и традициями нашего народа. Мы обязательно расскажем своим детям, о том, какие вы любознательные. Активные, ловкие и умелые. До свидания, ребята!

Дети: Спасибо, за добрые слова. До свидания.

Педагог: Ребята, мне было так приятно видеть, как вы старались и у вас все удалось. Вы молодцы! Но, к сожалению, нам нужно вернуть экспонат в наш патриотический музей. Попрощаемся с гостями.

Дети: Иемулэм. До свидания.

(Педагог вместе с детьми уносит экспонат в музей)

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Головоломки
Автор публикации:
«Эти волшебные палочки». НОД по реализации национального компонента для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 26 января 2014 в 16:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы

«И вот пришел победный Май, великий, долгожданный» — очередной тематический день посвящен священному для нашей страны празднику, Дню Победы. Воспользуйтесь этой специальной подборкой игр и занятий, чтобы...

9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...


Горячие темочки