Елена Афанасьева
Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно- патриотическое воспитание ребёнка сложный педагогический процесс. Это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человека и конкретного общества.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих трудах о воспитании подрастающего поколения указывал: чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился. Н. А. Добролюбов, считал, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Публикация «Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников» размещена в разделах
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путём проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст наиболее благоприятным для нравственного воспитания.
Дошкольное учреждение играет важную и значимую роль в гражданском и патриотическом становлении детей, формирование отношения к стране, государству, где живёт человек.
Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно – нравственные качества, воспитывать хранителей культурного наследия, хранителей традиций и обрядов. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры.
Включении национально- регионального компонента в учебно- воспитательный процесс позволяет реализовать следующие направления в работе:
- художественно- творческое развитие детей на материале устного- поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, декоративно- прикладного и изобразительного искусства;
- историко- культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями городов и улиц Мордовии, историческими достопримечательностями Мордовского края;
- физическое развитие детей посредством использования национальных подвижных игр.
В нашем дошкольном учреждении национально- региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно- образовательного процесса.
Работа по этнокультурному образованию для формирования патриотических чувств проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приёмов и методов в работе с детьми.
Ознакомление с национальной культурой осуществляем через все виды деятельности ребёнка- дошкольника : игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную.
Пути реализации: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, беседы, экскурсии, лектории, игры, и в свободной деятельности: театральные постановки, развлечения, праздники, выставки, организацию работы кружков по обучению мордовскому (эрзя, мокша) языку детей.
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому мы в своей работе используем не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы, применяем современные интерактивные средства, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю, целевые прогулки по улицам нашего родного города. Важно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, памятниками. Детям объясняется, в честь кого они воздвигнуты. Внимание детей привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека, церковь, рассказываем об их назначении.
Дошкольнику надо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого и нужны экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых, где ребёнок понимает, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи. Подбирается познавательный материал, содержание которого будет способствовать воспитанию нравственно- патриотических чувств. Так же даётся представление детям о некоторых особенностях народной культуры мордвы. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Чем украшали свой быт? Ответы на эти вопросы можно найти в мини- музее дошкольного учреждения. Мы постарались воссоздать естественную обстановку мордовской избы, передающую атмосферу мордовского быта. Ребята всегда с большим интересом посещают музей. Здесь им проводятся занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами мордовского народа, а также читаем детям мордовские сказки, потешки, заклички. В обстановке мордовского быта, нам кажется, ребёнок быстрее запоминает то, что даёт ему воспитатель.
В работе с дошкольниками широко используется неповторимый игровой фольклор. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни, быт, труд, национальные устои, представление народа о честности, смелости, мужестве. Опыт работы с детьми показывает, что участие детей в народных играх влияет не только на физическое развитие, но и позволяет через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас, запомнив считалки, сопровождающие ход игры, песенки и стихи.
Одно из мощных средств, которое позволяет воспитание дошкольника нравственности, это детская литература и фольклор. Колыбельные песни, потешки, заклички, мордовские народные сказки, загадки используются нами не только на занятиях, но и в ходе праздников и развлечений. Музыка обладает особой силой воздействия на чувства. В старших группах были проведены праздники «Бабань парь», «День Республики»,фольклорный праздник, посиделки, конкурс чтецов на мордовском языке.
Вместе с музыкальными руководителями мы разучиваем и исполняем мордовские песни, танцы, стихи.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребёнка- дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому. В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения от воспитателя, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
И всё- таки, мы считаем, разнообразны пути и средства в формировании нравственно- патриотических чувств у ребёнка в семье.
В работе с родителями используем разнообразные формы : посиделки, конкурсы, выставки, игровые программы, развлечении.
Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство родины должно проявляться у ребёнка в активной форме. Это помогает переосмысливать свои полученные знания о Родине, выражать своё отношение к ней.
Дети наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано старшим поколением. И поэтому, я надеюсь, что наша работа позволяет с ранних лет впитывать народные традиции, чувство гордости за свою малую Родину.