Валентина Игнатовская
Залог успешного обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Споры о том, учить или не учить дошкольников, остались в прошлом. Уже никто (ни специалисты, ни родители) не сомневаются в том, что идя в школу, ребенок должен уметь читать.
Существуют разные теоретические позиции и практические подходы к обучению дошкольников. Условно можно выделить два основных направления: сторонники «ускоренного обучения», которые считают необходимым как можно раньше (с трех лет) формировать у ребенка учебные навыки: чтение и письмо; и второго направления, отстаивающего позиции системного развития ребенка в соответствии с его возрастными индивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения.
Публикация «Залог успешного обучения в школе» размещена в разделах
Сторонники «ускоренного развития» и «раннего обучения» ставят себе в защиту и многократно повторяют фразу Л. С. Выготского «…только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет за собой…». Однако сторонники второго направления напоминают, что в этой фразе есть окончание: «…но обучать ребенка, возможно, тому, чему он способен обучаться».
У сторонников раннего обучения на главный вопрос : «Зачем 3-х и 4-х летнего ребенка обучать чтению?» - ответа нет. Прежде всего, потому, что это квазичтение – мнимое чтение.
Сторонники второго направления руководствуются и подчеркивают важность еще одного высказывания Л. С. Выготского: «Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям, окажется наиболее легким экономичным и плодотворным».
Процесс обучению чтению сложный. Поэтому навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизическим механизмом различия каждого знака. Ребенка нужно научить узнавать букву – целую – по какой-то части в соответствии с другими буквами. При этом строго выдерживать единый принцип введения каждой новой буквы: вводить букву только тогда, когда дети научились интонационно выделять звуки в слове «читать» слова по звуковой схеме в соответствии с движением указки.
Умению научить ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших и трудных умений готовящих его к чтению.
Надо помнить, что для ребенка учить буквы – это настоящий умственный труд. Вначале шуточный, но совсем не шуточный тест для тех, кто забыл, как сложно учить буквы. Попробуйте выучить знаки, например, бенгальского алфавита.
Еще можно попробовать выучить японские или китайские иероглифы. Трудно? Очень трудно!
Я думаю, наш тест убедил, что запоминать графический образ буквы – одно из важнейших и трудных умений.
Для этого придумано множество игр, упражнений с буквами, которые «кочуют» из одной педагогической системы в другую, от одного педагога к другому, как народные песни или сказки. Поэтому точное происхождение их трудно установить, но одно мы можем утвердить, что они у нас прошли проверку и могут пригодиться как педагогам, так и родителям.
В настоящее время мы работаем по обновленной программе «Детство», переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ). В основу работы по обучению грамоте положен звуковой аналитико-синтетический метод, разработанный коллективом ученых (Я. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Д. Н. Невская) на основе методики Эльконина.
Основным методическим пособием является учебно-методическое пособие О. М. Ельцова «Основные направления и содержание работы по подготовке детей грамоте».
Наша работа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время становится объединяющей.
Так тема: «АБВГДЕЙКА – Волшебная страна» раскрывается в процессе непосредственно организованной деятельности (НОД). Например, вовремя коммуникативной деятельности (обучение грамоте) с помощью художественного слова даем образное описание буквы, обследуем букву: обводим ее пальчиком, прорисовываем в воздухе, придумываем, на что буква похожа, раскрашиваем, вылепливаем из пластилина, вспоминаем, как буква разговаривает.
Во время художественно-продуктивной деятельности для закрепления буквы – лепим из слоеного теста, выпеченные буквы раскрашиваем: гласные в красный цвет, согласные - в синий цвет. Готовые изделия вывешиваем на «буквенное дерево». Нравится ребятам нераскашенную букву украшать мозаикой, т. е. отрывать кусочки цветной бумаги и наклеивать на букву. Эта работа помогает запомнить букву и развивать содружество обеих рук.
В повседневной деятельности индивидуально или не большими подгруппами используем ниткопись и бисерографию.
Ниткопись – это выкладывание буквы на бархатной бумаге ворсистой нитью (шерстяной, мохеровой и т. п.). Нитку и бумагу берем контрастных цветов.
Бисерография – выкладывание буквы с помощью ниток с нарезанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. Для выкладывания используем пластилиновую основу, на которой нарисована закрепляемая буква.
Для закрепления образов букв даем задание выбрать букву из цепочки букв разной величины, найти букву в печатных источниках. Дети ищут образы знакомых букв в зашифрованных рисунках, Выкладывают буквы с помощью спичек, счетных палочек, цветных палочек Кьюизенера.
Даем поднос с бортиками, в который насыпаем мелкий песок или манку. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале. Нравится детям рисовать знакомые буквы на запотевшем песке.
Во время прогулки пишем буквы на земле, на песке, «рисуем» горстью песка, высыпая тонкой струйкой из бумажного кулечка. Выкладываем буквы из шишек, камешков, осенних листьев. Таким рукотворным буквам придумываем название: «каменные буквы», «лесные буквы».
Даем забавные задания на дом, которые дети выполняют вместе с мамой или папой во время приготовления обеда. Например, выложить из вермишели или зеленого горошка на тарелке букву, которую ты выучил в детском саду.
Для обучения чтению – как залога успешного обучения в школе педагогами и родителями дошкольнику была создана правильная организация его жизнедеятельности в детском саду в условиях хорошо обеспеченной развивающей среды. Именно это дало толчок к познанию, позволило дошкольнику ощутить себя носителем ценного индивидуального опыта.
В старшей группе подвели детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов и звуков, то есть у детей выработалось осознанное отношение к речи, что явилось необходимой подготовкой к обучению грамоте.
Основную задачу по подготовке к обучению грамоте, которую решили в старшей группе – это сформировали у детей общие ориентировки в звуковой системе языка, обучением их звуковому анализу слова.
Изучение акулистико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершили ознакомлением с соответствующим образом – буквами с помощью выше указанных технологий.
Читающие дети – результат полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересы и потребности на протяжении всего длительного детства.