Светлана Лямова
Замечательный звук «И». Занятие по звуковой культуре речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Учить детей читать наизусть знакомое им стихотворение, не спеша, не напрягая голоса, отчетливо и правильно выговаривая окончания слов.
2. Отрабатывать отчетливое произношение гласного звука «и» в отдельных словах и фразах.
3. Учить произношению звукоподражаний с разной силой голоса.
4. Закрепить в игре произношение звука «и».
Публикация «Замечательный звук „И“, Занятие по звуковой культуре речи,» размещена в разделах
Материалы и оборудование:
Игрушки: лошадка, кошка. Колокольчики (большой и маленький). Фланелеграф. Картина с изображением черного поля и воробья. Картина с изображением белого поля, облаков, деревьев, воробья. «Волшебный» кубик с картинками.
Ход занятия:
Воспитатель ставит перед детьми игрушечную лошадку, читает стихотворение А. Барто «Лошадка». Во второй раз просит детей помочь ему в прочтении стихотворения, договаривая слова и фразы. Затем предлагает кому-либо из детей по желанию самостоятельно рассказать это стихотворение. Воспитатель произносит звукоподражание «и-и-и-го-го!». Объясняет, что это лошадка благодарит детей за стихотворение. Предлагает повторить звукоподражание сначала громко, затем тихо (хоровой и индивидуальные ответы). Дети выполняют задания все вместе и по одному. Воспитатель говорит, что лошадка привезла малышам красивые ленточки и предлагает поиграть в лошадок. Дети запрягают друг друга, скачут, имитируя бег лошадки. В это время воспитатель читает потешку:
Еду, еду к бабе, к деду,
В рваных лапоточках
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг,
В ямку бух!
Игра проводится два раза, после чего воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
На песню лошадки очень похожа песня колокольчика. Маленькие колокольчики поют тихо «лиии, лиии, лии». Воспитатель просит повторить детей, как поют маленькие колокольчики «хоровой и индивидуальные ответы». А колокольчики большие поют громко «динь, динь, динь». Воспитатель просит повторить, как поют большие колокольчики (хоровой и индивидуальные ответы). Воспитатель следит за тем, чтобы звук «и» произносился протяжно.
Вдруг откуда-то доносится плач «чиив, чиив, чиив». Воспитатель ставит перед детьми фланелеграф, к нему прикрепляет картинку с изображением черного поля и воробья. Объясняет, что крокодил проглотил солнышко и стало совсем темно.
Плачет серый воробей:
-Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно-
В поле зернышка не видно!
Воспитатель дважды повторяет две последние строчки, выделяя голосом ударный гласный звук «и» в словах «обидно», «не видно». Во второй раз эти слова договаривают дети.
Выглянуло солнышко! Воспитатель меняет картинку на фланелеграфе. Картинка светлая, на ней все видно: и дерево, и облака, и зернышки. Воробей перестал плакать и весело зачирикал «чиив, чиив, чиив!». Воспитатель просит детей повторить, как зачирикал воробей (хоровой и индивидуальные ответы). Воспитатель следит за тем, чтобы звукоподражание произносилось протяжно.
Вдруг откуда-то доносится «миу-мяу». -Вы слышите, ребятки, где-то мяукает киска. Давайте позовем ее к себе вот так: «Киска, киска, иди к нам!». Дети вместе и по очереди зовут ее. Киска к детям не выходит, и тогда воспитатель предлагает поискать ее вместе. Дети встают и ищут киску за шкафом, под столом, под стульчиками и наконец находят. Воспитатель говорит, что киска добрая, она не обидит нашего воробья. К тому же она принесла малышам волшебный кубик и предлагает детям поиграть с картинками. Воспитатель крутит кубик со словами:
Крутись, вертись,
На бочок ложись,
К ребяткам повернись!
Дети рассматривают картинку и называют кто на ней изображен. Воспитатель следит за тем, чтобы звук «и» произносился протяжно, выделялся. Игра проводится 3-4 раза.
В конце занятия малыши прощаются с гостями и уходят.
Итог занятия:
В ходе занятия удалось активизировать всех детей. Дети с удовольствием отрабатывали произношение звука «и» в игре, сценке с воробьем, звукоподражаниях. Цель занятия достигнута.