Лучший педагог года

Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки» (1 фото)

Ольга Игнатьева
Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки»

Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки»

Цель: формировать элементарные представления о народном промысле

нашего края - изготовлении валенок.

Задачи:

развивающие: развивать познавательный интерес к новому, логическое мышление, создавать условия для формирования способности самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы.

воспитательные: способствовать воспитанию чувства уважения к труду мастеров валяльного ремесла.

Публикация «Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию „Валенки“» размещена в разделах

обучающие: познакомить с процессом изготовления валенок, стимулировать речь детей через активизацию тактильных ощущений; обогатить пассивный словарь (валять, войлок, закрепить свойства шерсти, слово шерстяной.

Предполагаемый результат: имеет первоначальные представления об истории валенок, валяльного ремесла; проявляет интерес к истории родного края.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Индивидуальная работа: с Максимом, Дашей, Зоей упражнять в произношении слова «шерстяной».

Словарная работа: активный словарь - шерсть, шерстяной, пассивный словарь - валять, войлок.

Предварительная работа: беседа «Что носили наши бабушки и дедушки»; чтение М. Пришвин «Дедушкин валенок», разучивание танца «Валенки».

Оборудование: проектор, экран, ноутбук

Демонстрационный материал: овечья шерсть, колодка, валенки, одежда из шерсти и других материалов, два контейнера, две банки с горячей водой, сапоги, носки шерстяные, вещи из войлока.

Раздаточный материал: куски кожи, войлока, ножницы, розетки с водой, пипетки.

Участие родителей: привлечь маму и бабушку Сони к поиску материала об истории валенок и подготовить с Соней рассказ об этом.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

- Ребята, вчера я была в магазине. Я стояла и думала, что же мне купить: резиновые сапоги, валенки, кожаные ботинки, меховые сапоги? Может вы мне посоветуете, в чём теплее зимой? (Предполагаемые ответы-сапоги, ботинки, валенки. Если дети не предложат валенки, спрашиваю «А вы что обуваете зимой?»).

- А почему валенки? (в них тепло, ноги не мерзнут).

-А как вы можете доказать, что в них теплее, чем в сапогах? Попробуйте убедить меня (дети предлагают свои варианты).

2. Основная часть.

- Ребята, как-то в одной энциклопедии я нашла простой, но очень интересный эксперимент. Может он даст ответ на наш вопрос? Поможете его провести? (подходим к столу, где на подносе стоят валенок и сапог, рядом – 2 маленькие пустые банки, чайник с теплой водой).

- Нальем в 2 баночки теплой воды. Одну баночку поставим в сапог, а другую в валенок и вынесем на улицу. А потом проверим, где вода будет теплее. (2- 3 ребёнка помогают воспитателю, помощник воспитателя выносит поднос с обувью на балкон). Через некоторое время напомните мне, пожалуйста, про наш эксперимент. Дети садятся на стулья.

- Ребята, а как вы думаете, из чего делают валенки (из шерсти)

- А откуда берется шерсть (шерсть нам дают овцы)

- Шерсть срезают с овец 2 раза в год – весной и осенью и перерабатывают. Валенки – это единственная обувь, изготовление которых не причиняет вреда природе и животным.

После обработки из шерсти прядут пряжу, а из пряжи что можно сделать? (вяжут одежду - шапки, шарфы, варежки, носки). Воспитатель даёт пощупать, потрогать кусок сбитой шерсти и клубок пряжи. - Что вы можете сказать о шерсти, какая она? (Мягкая, лёгкая….)

- В каждом доме, когда готовятся к зиме, хозяйка обязательно осматривает, откладывает вещи, которые нужны будут зимой. А летнюю одежду убирает до следующего года. Помогите и мне разложить вещи в два контейнера. Тёплые, шерстяные вещи в один контейнер, а вещи из других материалов - в другой. А что и в какой контейнер положить, вы догадаетесь сами (на контейнерах приклеены картинки-символы).

Игра «Помоги разложить вещи».

-Вместе проверим, что вы сложили в контейнер для шерстяных вещей. Носки из шерсти -значит это…. шерстяные носки. Варежки из шерсти….? (хоровые ответы чередуются с индивидуальными - Максимом, Дашей, Зоей). Отдельным детям поручается проверить второй ящик, нет ли там шерстяных вещей? Все вещи второго ящика можно выложить на стульчик, чтобы дети проверили. Если обнаружится ошибка, воспитатель задаёт вопросы:- Что здесь лишнее? Почему ты так думаешь? Как ты догадался? Молодцы. Спасибо.

-Ребята, а как раньше носили валенки, в старые времена, расскажет Соня. Раньше её бабушка сама занималась валянием валенок. (на экране – презентация «Эх, валенки!» (слайд 2, где изображены народные гулянья. У Сони в руках валенки).

Соня - Валенки – известная русская обувь. Мои прабабушка, прадедушка и бабушка тоже валяли валенки. Валенки в России появились очень давно и являлись отличной обувью для гуляний. (слайд 3) В них встречали масленицу, водили хороводы, плясали. Семья, имеющая валенки, считалась богатой. Валенки никогда не выбрасывались, их передавали из поколения в поколение, старики передавали молодым. Если они протирались, то их подшивали.

- Ребята, а давайте и мы спляшем как в старые времена. Кто знает русские народные движения – танцуйте, а кто не знает – повторяйте за мной.

Физминутка «Плясовая» (под русскую народную песню «Валенки»).

Дети садятся на стулья.

- Ребята, а вы знаете, почему валенки так назвали?

- От какого слова произошло слово «валенки»? Вслушайтесь в это слово «ва- лен-ки» (дети высказывают свои предположения).

- Валенки так называют, потому что их делают путем валяния, их валяют. А что значит «валять» вы сейчас узнаете.

(показ презентации «Эх, валенки!»). Рассказ воспитателя по ходу презентации.

4 слайд. Это уникальная - без начала, без конца, без шва, без рубца - обувь

любима всеми и в наше время.

5 слайд. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.

6 слайд. Изготовление валенок - дело не простое, здесь нужна физическая

сила и много - много терпения.

7 слайд. Сначала овечку стригут

8 слайд. Затем моют шерсть и вычесывают ее.

9 слайд. Потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате

получается тонкое мягкое полотно.

10 слайд. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки

форму валенка.

11 слайд. Затем ее вываривают в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась

еще плотнее

12 слайд. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Весь процесс изготовления валенок – чесание,

обработка паром, водой, прессом и называется валяние. Такая сбитая,

прессованная шерсть называется войлоком. Материал валенок - это войлок

(воспитатель показывает кусок войлока, даёт пощупать).

13 слайд. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и будет нужного размера (показываю колодку, даю потрогать).

14 слайд. По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

15 слайд. В них не страшны морозы и метели, поэтому нет лучшей обуви для

гулянья на Руси!

16 слайд. Российская армия включает валенки в комплект обмундирования

рядового, сержантского и офицерского составов.

18 слайд. В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для идей модельеров, которые превращают обычный

валенок в произведение искусства. Модельеры говорят, что 21 век – век

валенок! Украшенные рисунками, вышивкой и расписанные вручную, они привлекают внимание всех модниц.

19 слайд. Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и

бескрайними просторами.

- Ребята, мы увидели, как много надо трудиться и иметь силу, чтобы получились валенки. Какая тяжелая и ответственная работа – валять валенки. Раньше, когда не было станков, валенки валяли вручную. И до сих пор этим промыслом занимаются в нашем Гусевском микрорайоне города Сергача. Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб валенки долго носились, чтобы можно было их передать младшим детям? (Валенки нужно носить бережно, аккуратно).

- Валяют войлок не только для валенок, но и для других вещей. Зажмурьтесь и попробуйте представить (вспомнить) что же можно сделать кроме валенок из войлока (Гимнастика для глаз). (Стельки для обуви, сапоги, шапки для бани, тапочки. Осмотр войлочных вещей стоя у стола)

- У вас на столах лежат кусочек кожи и кусочек валенка или по-другому - войлока.

- Как выдумаете, для чего это? (Посмотреть, опыт провести)

Дети садятся за столы.

- Что вы можете сказать про кожу и войлок? Что вы чувствуете? (кожа - холодная, войлок - теплый, кожа - гладкая, войлок - шершавый, колючий, кожа - тонкая, войлок - толстый).

- А если нам нужен маленький кусок войлока, что вы сделаете? (Дети пробуют порвать, порезать) Получилось? Почему? Что труднее (легче) режется?

-Что случится, если вы оденете войлочные валенки в сырую погоду? Как можно это проверить? (ответы детей)

Дети капают воду пипеткой на войлок.

- Что произошло? (войлок впитал, а на коже остались капли).

- Значит валенок (ответы детей: впитывает воду, промокает).

- Какой вывод можно сделать? (В сырую погоду валенки не носят.)

-Ребята, что вы должны были мне напомнить?

Дети вспоминают про эксперимент. Младший воспитатель приносит поднос.

-Достанем баночки и посмотрим, что же получилось. Потрогайте баночку из сапога и баночку из валенка. Что вы можете сказать? (В сапоге баночка остыла, а в валенке теплая). О чем это говорит?

- Значит, что же лучше носить зимой? Почему? Вы меня убедили, ребята, что валенки - это лучшая зимняя обувь. Я обязательно буду носить зимой валенки. Спасибо за помощь.

3. Рефлексия

- Из чего делают валенки?

- Что такое войлок?

- В каком микрорайоне нашего города до сих пор валяют валенки?

Сегодня дома расскажите родителям о том, где и как валяют валенки. Думаю, им тоже будет интересно узнать об этом.

4. Рефлексия.

Воспитатель хвалит детей, ведет опрос, что понравилось и запомнилось на занятии. Способствует переключению внимания детей на другой вид

деятельности.

Публикации по теме:

«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с историей открытия Долины гейзеров Задачи: • Формировать представление о гейзерах; • Развивать познавательный.

Интегративное занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наш родной край — наша Родина» Интегративное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «Наш родной край – наша Родина» Цель:.

Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы»Комплексное занятие по познавательному развитию и ручному труду в подготовительной группе «Первоцветы» Программное содержание: • Расширять представления о первоцветах, бережном отношении человека к природе. • Формировать реалистическое представление.

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Пришла зима» Тема: «Пришла зима». Цель: сформировать целостное представление о зиме, о зимних природных явлениях. Задачи: - Образовательные: закрепить,.

Конспект НОД в форме квеста по познавательному развитию «Мы друзья леса» для детей логопедической подготовительной группы «Мы друзья леса». Игра – квест (для детей логопедической, подготовительной к школе группе). Подготовила: Пешехонова М. Ю. воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «В поисках волшебного ключика» НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «В поисках волшебного ключика» Задачи: - формировать представления детей.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Открытое занятие по познавательному развитию «Ярмарка нас всех зовет» в подготовительной группеОткрытое занятие по познавательному развитию «Ярмарка нас всех зовет» в подготовительной группе Даушвили Наталья Викторовна воспитатель МКДОУ д\с № 275 «Миша» г. Новосибирск Открытое занятие по познавательному развитию в подготовительной.

Занятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группыЗанятие по познавательному развитию «Кто такие насекомые» с детьми старшей группы Программные задачи: - научить детей распознавать насекомых по отличительным признакам; - обогащать словарный запас детей новыми словами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие для детей подготовительной группы по познавательному развитию «Валенки»
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 12:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД