Конспект занятия с включением национально-регионального компонента «Домашние животные»

Ольга Владимировна Лелятова
Конспект занятия с включением национально-регионального компонента «Домашние животные»

Тема: «Домашние животные».

Цель: ввести в активную лексику слова по теме «Домашние животные».

Задачи: обогащать представления детей о домашних животных; закреплять умение узнавать животных на картинке и среди игрушек и по звукам, которые они издают; активизировать словарный запас слов на мансийском языке.

Развивать диалогическую речь на мансийском языке; интерес к живой природе; эмоциональную отзывчивость.

Способствовать развитию устойчивого интереса к животному миру.

Материал к занятию: игрушечный медвежонок, игрушки домашних животных, макет деревенского дома, игрушечные деревья, маски домашних животных, разрезанные картинки с домашними животными, конверт, красные, зелёные, жёлтые кружочки.

Организационный момент занятия.

Няврамыт, нох-люлен. (дети все встали)

Паща олэн, няврамыт. (здравствуйте, дети)

Ёл-унтэн, няврамыт. (садитесь, дети)

Ам нан амщ лавегум, а нан ханьщелын.

(я вам загадаю загадку, а вы отгадайте).

Кто же в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда-

Лапу в рот кладет всегда.

Ты маныр (это кто)Тыи сycамакве (это медвежонок)

Тав тытты (а вот и он)

Педагог выставляет игрушечного медвежонка.

Медвежонок:Пaща jлэн, няврамыт!

Дети: Пaща cyсамакве (медвежонок).

Медвежонок: Я не взрослый медведь, а медвежонок.

- Вы знаете, откуда я пришел? Где я живу?

Дети: Да, знаем, ты пришел из леса.

Медвежонок: В моем лесу живет сорока. Она рассказала мне, что есть животные, которые живут рядом с человеком. Они заботятся о них, строят им жилища. Вы, знаете, что это за животные, которые живут рядом с человеком, и почему человек так о них заботится?

Педагог: Сycамакве танхи амыщ лавункве. (медвежонок хочет вам загадать загадки).

Ань ман амщит ханьщилуянув. (давайте отгадаем).

Слайд 1. Загадка.

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит?

И у дома своего ржет негромко

«И-го-го!» (лув-лошадь).

Слайд 2.

Картинка с изображение лошади.

Слайд 3. Загадка.

Кто живет на лужайке

Без панамки и без майки,

Отгоняя вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у!»(мис-корова).

Слайд 4.

Картинка с изображение коровы.

Слайд 5. Загадка.

Кто у двери нас встречает,

В будке целый день проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»(амп-собака).

Слайд 6.

Картинка с изображением собаки.

Слайд 7. Загадка.

Кто на завтрак ждет сметану

И не хочет пить какао.

Любит бегать по дивану

И мяукать: «Мяу-мяу!»(кати-кошка).

Слайд 8.

Картинка с изображением кошки

Педагог: Ёмас амщит сусамакве лавыс. (Молодцы, все загадки разгадали).

Слайд 9.

Картинки с человеком и животными.

Педагог: Хотьют ляпат ёт ты yйит jлpгыт? (С кем рядом живут эти животные).

Дети: Эти животные живут рядом с человеком и поэтому их называют домашние животные.

Педагог: «Домашние животные» по-мансийски «Колыh yийт

Слайд 10.

Картинки с изображением всех животных.

Педагог: И теперь повторим на мансийском языке.

Слайд 11.

Картинки с изображением животных с мансийскими названиями.

Ань словосочетания колыh yйит ёт лaвев (А теперь скажем словосочетания с домашними животными). Лув zныг. Мис нётнэ. Амп ёмас (юрт).Кати мaнь.

Педагог: Ань пyмащbпа сyмакевн лавев. (скажем вместе медвежонку:«Спасибо за загадки»).

Дети: Пyмащипа, сyсамакве (спасибо, медвежонок).

Педагог: А теперь подумайте и скажите, про кого эта загадка?

Слайд 12. Загадка.

Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю?

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая: «Хрю-хрю!»? (свинья).

Слайд 13.

Картинка с изображением свиньи.

Педагог: Ты маныр? (это кто)

Дети: Это свинья. Дети с помощью педагога называют тему занятия.

Педагог: Свинья по-мансийски звучит так: «пyрыщ».

Пyрыщ ты ийльпи латын(«пyрыщ» новое слово, которое мы выучим сегодня)

Пуссын аквъёт лавев (давайте скажем вместе это слово).

Все вместе:Пyрыщ. Пyрыщ. Пyрыщ.

Повторяется слово «пyрыщ» индивидуально, хором.

Педагог: Свинья-это домашнее животное. Она тоже живет рядом с человеком. Человек ухаживает за ней.

Ань предложения пyрыщ yрыл лaвев (а сейчас попробуем составить предложения про свинью на мансийском языке).

Ты маныр? (это кто)

Дети: Ты пyрыщ (это свинья)

Педагог: Свинья какая?

Дети: Большая.

Педагог: И по-мансийски: Ты яныг пyрыщ.

Пyрыщ колыh yй (свинья -домашнее животное).

Повторим эти предложения на мансийском языке:

Ты пyрыщ. Ты яныг пyрыщ. Пyрыщ колын yй.

Физминутка.

Вjртолнут яныг - яныг (медведь большой-большой)

Тав тохты ёми–ёми. (он ходит вот так - вот так)

Сjвыркве мaнь – мaнь (зайчик маленький – маленький)

Тав тохты пjрги – пjрги. (он прыгает вот так – вот так)

Педагог: А теперь поселим домашних животных рядом с домом. (дети берут игрушечных животных и ставят рядом с домиком, и говорят предложения: «Ты кати. Ты мис. Ты лув. Ты амп. Ты пурыщ.)

Педагог, обращаясь к медвежонку: Наh торгамтасын? (медвежонок, теперь тебе понятно кто такие домашние животные)

Медвежонок: Ам тjргамтасум… (да, понятно…)

Обращаясь к детям медвежонок: Как люди заботятся о домашних животных?

Дети отвечают.

Педагог: Верно, человек кормит, поит, ухаживает за животными, строит им жилища.

Просмотр слайдов (14,15,16,17,18) с жилищами животных. Педагог сопровождает картинки рассказом: Корова живёт в коровнике. (Мис мис колт jлы).Амп амп колт jлы. Лув лув колт jлы. Пyрыщ пyрыщ колт jлы. Кfти колт jлы.

Мини-итог

Домашние животные не могут себе построить нору или сделать берлогу. Они не приспособлены к жизни в лесу, человек заботится о них (Предложения переводятся на родной язык).

Медвежонок: Какую пользу приносят человеку домашние животные?

Просмотр слайдов. Педагог обсуждает с детьми пользу домашних животных:

Корова дает молоко. Лошадь возит сено. Кошка ловит мышей. Свинью кормят и выращивают для пищи. Собака сторожит дом. (Предложения проговариваются на родном языке).

Физминутка.

Дети, давайте представим, что мы с вами домашние животные (дети имитируют звуки, которые издают домашние животные: мяукают, гавкают, скачут, хрюкают, мычат, лакают молоко (на голове у детей маски животных).

Педагог обращается к медвежонку: Медвежонок вот и рассказали мы тебе все, что знаем про домашних животных, о которых заботится человек (Предложение перевести на родной язык)

Педагог обращается к детям: Ребята, давайте скажем, как называются домашние животные на мансийском языке.

Смотрят на слайд с изображением домашних животных с мансийскими названиями и повторяют:

Мис, лув, кати, амп, пyрыщ – ты колыh уийт.

Игра «Собери животное». Медвежонок (сyсамакве) тоже играет с нами.

Мини итог

Педагог: С каким новым словом мы познакомились?

Дети: Пyрыщ (свинья).

Рефлексия: Мы сегодня много узнали о домашних животных и в этом нам помог медвежонок.

Ребята, если вам понравилось занятие, то возьмите жёлтый кружок, если не очень, то зелёный, если не понравилось, то синий. Кто взял жёлтый кружочек, подарите медвежонку.

Медвежонок: Пумащипа няврамыт (спасибо, дети). Теперь я знаю кто такие домашние животные, и почему о них заботится человек. Пойду в лес и расскажу об этом своим лесным соседям. Ос ёмасулум, няврамыт! (До свидания, ребята)

Дети: Ос ёмас улум, сyсамакве! Ос ёхтэн! (до свидания, медвежонок! приходи еще)

Педагог: Ты хотал нан сака ёмас рупитасын, нан нётсын сав ийльпи латыh, номт сyсамакевн лaвуhкве, ам нан пумащипа лaтыh лавегум. (сегодня вы очень хорошо занимались, помогли медвежонку узнать много нового, за хорошую работу я вас благодарю и большое спасибо вам).

Прикреплённые файлы:

prezentacija-zanjatie-na-konkurs-kopija_jnae8.ppt | 2329 Кб | Скачан: 101
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей от 3 до 5 лет «Сельский дворик» Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Домашние животные"; учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей;.

Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе. Лексическая тема «Домашние животные»Комплексно-тематический план образовательной работы в средней группе. Лексическая тема «Домашние животные» Задачи: Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, где живут, чем питаются, какую пользу приносят. Воспитывать гуманное.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект занятия с включением национально-регионального компонента «Домашние животные»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 10:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Фото отчёт о проведении проекта «Птички — невелички» с детьми старшей группы
Цель: ознакомление детей с миром птиц. Задачи: - расширять словарный запас на тему «Птицы»; - формировать представления о птицах; - развивать речь,...
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
НОД по рисованию в средней группе на тему «Осень»
Задачи. Организовать работу детей в уголке творчества , учить выбирать материалы, цвета, техники, средства выразительности в соответствии с замыслом. Учить...