Светлана Кизилова
Занятие «Гжельская роспись» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, учить приёмам рисования гжельской розы, работать по алгоритмам. Закреплять умение составлять оттенки синего цвета, рисовать концом кисти и всем ворсом. Закреплять умение составлять узоры, используя знакомые элементы гжельской росписи (тонкие и толстые полоски, точки, листики, трилистники, ёлочки, пружинки, капельки). Развивать глазомер, чувство ритма, творческую активность, эстетический вкус. Поддерживать интерес к народно-прикладному искусству, приобщать к русской народной культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Публикация «Занятие „Гжельская роспись“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов с изделиями русских мастеров, заучивание стихотворений, рисование элементов гжельской росписи, рассматривание гжельской посуды.
Материал: гжельская посуда, фигурки животных, иллюстрации в книге «Синие цветы Гжели» И. Сурьянинова, пооперационная карта рисования розы, гуашь белая, синяя, палитра, шаблоны посуды, кисти №2,№4, листы для пробы рисования розы.
Методические приё мы: показ посуды, иллюстраций, рассказ воспитателя, вопросы, художественное слово, объяснение, напоминание, показ способов изображения, поощрение, анализ.
Ход занятия.
-Дорогие ребята! С гжельской росписью мы с вами уже знакомы. А сегодня я приглашаю вас на выставку гжельских мастеров. (Дети становятся у экспонатов. Ребёнок читает стихотворение.)
Сине- белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
- Белоснежные фарфоровые чайники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью называют «гжель», по имени одной подмосковной деревни. Там на заводах создают фарфоровые изделия разные по форме и росписи. (Показать иллюстрацию). И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.
- За что же гжель нравится всем (За то, что нарядная, красивая, необычная и т. д.)
-Чем отличается от других росписей? (ответы детей)
- Да, прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы говорят, что небо у них, как нигде в России – синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. (Дети рассматривают иллюстрации с изображением изделий гжельских мастеров).
- По белому фону чашки или подсвечника ведёт рука художника кисточку с краской… То сильнее нажим на неё, то слабее… И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
- Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только лепестки.
- Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для посуды, и ещё они очень любили делать из глины маленькие фигурки людей, животных и птиц. Часто они объединяли два своих увлечения, и тогда получались вот такие красивые вазы, маслёнки, чайники, часы, сахарницы. (Дети рассматривают посуду). Каждый художник сам придумывал свои изделия и сам украшал их росписью. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные, весёлые, красивые.
- Гжельские мастера - такие фантазёры! (Показать иллюстрации). Посмотрите, одна чашка - стройная и высокая, другая похожа на бочонок, третья – фигурная, затейливая. Вот чайники. Они такие разные. А этот необычный, составлен будто из двух. Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит». На ней целая деревня стоит: добрый молодец на коне скачет, за ним собачонка бежит, над головой – фонтан с завитками, а глаз словно роза. А вот и весё лые фигурки: петух с пышным хвостом, кошка-задира выгнула спину и гордый конь. Вот и лев. Но он никому не страшен. Он немножко смешной. Грива то у него как роза! А здесь девушка сидит на тракторе, подбоченилась. Гордится своей работой.
- Очень нарядная, затейливая гжельская роспись. Радует она всех своей красотой и поэтому называют её «бело-голубое чудо».
- Ребята, вам понравилось на выставке? Знаете, сегодня здесь работает художественная мастерская и вы можете в ней поработать, как настоящие мастера. Давайте пройдём туда. Здесь есть готовые шаблоны, выберите какие вам нравятся и подумайте, как бы вы хотели их украсить.
(Дети выбирают заготовки и садятся за столы).
- Давайте вспомним, какие элементы росписи вам знакомы. (Дети называют).
- Какого цвета краску используют в гжельской росписи?
- Как её можно получить? (смешать белую и синюю краски; размыть синюю водой).
- Что изображают капелькой? (цветок-ромашку, трилистник, листики).
- Много элементов росписи вы знаете, а вот как рисовать гжельскую розу я вам сейчас покажу.
(Дети вместе с воспитателем рассматривают пооперационную карту, уточняя последовательность рисования розы. Воспитатель рассказывает, что роспись цветка начинают с середины толстой кистью синей краской, затем рисуют по одному лепестку слева и справа, затем выше по два лепестка слева и справа и размывают их водой от края к середине или добавляя белой краски. Дальше цветок украшают полосками и точками. Вместе с детьми выясняет, что можно нарисовать тонкой кистью. Напоминает, что попробовать нарисовать розу можно на отдельном листе бумаги).
Пальчиковая гимнастика:
Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
Наши пальчики с утра
Пошли к тёте Подыгра.
На скамеечке сидели
И на солнышко глядели.
Самостоятельная работа детей. В ходе работы воспитатель помогает затрудняющимся детям в подборе элементов росписи, использует такие приёмы, как совет, вопрос, подбадривание.
Рефлексия. Дети закрепляют работы на доску, рассматривают их, делятся своими впечатлениями. Воспитатель читает стихотворение П. Синявского:
Есть в подмосковье такое местечко:
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…