Инна Ананьева
Конспект занятия «Китайский Новый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Китайский Новый год»
Задачи. Рассказать о происхождении календаря «животных»-символов года, о традициях празднования Нового года в Китае; дать первые элементарные представления об этой стране, о её культуре.
Предварительная работа. Чтение китайской народной сказки «О том, как по животным счёт годам стали вести».
Публикация «Конспект занятия „Китайский Новый год“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Темочки
Материалы, инструменты, оборудование. Фигурка животного – символа наступающего года по восточному календарю; плакат с изображениями животных восточного календаря. Небольшой кусок шёлка; несколько листов бумаги; упаковка от новогоднего фейерверка; фарфоровая чашка; упаковка чая; картинка с изображением медведя-панды; стаканы с рисом; китайские палочки для еды
Содержание занятия. Воспитатель показывает детям фигурку животного – символа наступающего года, спрашивает их, знают ли они, что это такое и почему перед Новым годом люди покупают и дарят друг другу такие фигуры. Рассказывает, что это символ наступающего года по восточному календарю. Обсуждает с детьми, как считают года у нас: какой сейчас год по нашему календарю, какой будет следующий; объясняет, что у нас принято считать года по их номеру, прибавляя каждый год единицу.
Воспитатель говорит детям, что давным-давно на Востоке придумали считать года по животным. Рассказывают, будто в старину люди не знали, как по животным счёт годам вести. Этому научил людей Нефритовый владыка. Однажды собрал в свой Небесный дворец всех зверей и птиц.. . Собралось их великое множество. Вышел к ним владыка и сказал, что отныне счёт годам будет вестись по зверям и птицам. А по каким – звери должны были сами выбрать. И назвали они быка, лошадь, козу, собаку, свинью, кота, тигра, дракона, змею, обезьяну, петуха и мышь. Почему их выбрали тогда звери – никто не знает. И так, выбрали всего двенадцать зверей.. .
Воспитатель вспоминает с детьми, какие животные есть в восточном календаре, показывая плакат с изображением животного (карточки с названиями животных). Затем предлагает детям послушать стихотворение А. Усачева «Японский календарь»
Воспитатель обсуждает с детьми, как надо считать года по восточному календарю: обращает внимание детей на то что у года не будет номера, а он будет называться годом Собаки, годом Петуха, годом Дракона и т. д. Эта восточная традиция понравилась многим, и людям хочется узнать, каким будет следующий год также и по восточному календарю.
Воспитатель рассказывает детям, что эта традиция – считать года по животным – возникла в стране, которая называется «Китай». Спрашивает детей, слышали ли они что-нибудь о Китае. Выставляет и кладёт на стол несколько листов бумаги, фарфоровую чашку, упаковку от новогоднего фейерверка, кусок шёлка. Рассматривает все эти предметы с детьми, называет их, подчёркивая, что эта бумага, фарфор, шёлк, фейерверк. Спрашивает детей, есть у этих предметов что-либо общее. Рассказывает что всё это впервые научились делать в Китае. Именно в этой стране люди придумали, как можно делать бумагу. Научились делать из белой глины тонкую красивую фарфоровую посуду. Изобрели порох и фейерверки.
Педагог показывает детям упаковку чая, чай тоже пришёл к нам из Китая, в этой стране любят пить чай, там есть не только чёрный, но и зелёный, красный и даже жёлтый чай.
Педагог показывает детям на глобусе или карте, где находится Китай. Рассказывает, что только там живёт необычный медведь – панда; спрашивает, видел ли кто-нибудь этого медведя по телевизору. Показывает его изображение и рассказывает, что этот мишка питается листьями бамбука. Китайцы считают его символом своей страны
Затем воспитатель выставляет стакан с рисом и просит детей назвать, что находиться в стакане; рассказывает, что в Китае очень любят рис и часто едят его. Но едят его не вилкой или ложкой, а специальными палочками для еды (показывает их, которые похожи по форме на обычные карандаши. Нам есть такими палочками сложно, а китайцы справляются с этим очень легко.
Педагог предлагает детям провести соревнование: попробовать перекладывать небольшие предметы из одной миски (коробки) в другую с помощью двух карандашей, как будто это палочки для еды. Дети разбиваются на две команды, перед каждой командой ставятся две миски, в одной из которых лежат мелкие игрушки или небольшие лёгкие детали конструктора. Дети по очереди пробуют переложить из одной миски в другую (дети держат по одному карандашу в каждой руке, зажимают ими предмет и переносят его). Выигрывает та команда, которая за отведённое время успеет переложить больше предметов из одной миски в другую.
В заключении занятия педагог рассказывает детям, что Новый год в Китае празднуют целых две недели; в это время там устраивают множество фейерверков, и несколько дней стоит страшный грохот