Лучший педагог года

Занятие «Кукла Пеленашка», кукла «Лихорадка» в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»

Елена Швецова
Занятие «Кукла Пеленашка», кукла «Лихорадка» в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»

Занятие «Кукла Пеленашка».

Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Пеленашку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Публикация «Занятие „Кукла Пеленашка“, кукла „Лихорадка“ в рамках реализации проекта „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах

Технологическая карта «Кукла Пеленашка» в наглядно-методическом пособии для средней группы.

1. Туловище-основа.

Берем прямоугольный лоскут светлой (или любой другой) ткани, туго сворачиваем трубочкой и связываем в двух местах как сноп. Стараемся с помощью перевязки передать условные пропорции «голова-туловище». Поясняем детям, что одна из частей, выделенных перетяжкой, - это голова будущей куклы.

2. Платок.

Берем цветной лоскут треугольной формы и надеваем на голову куклы – надвигаем на лоб, симметрично закладываем по бокам и фиксируем на шее узлом – спереди или сзади.

3. Пеленка.

Расстилаем на столе квадратный лоскут – это пеленка. Сверху лицом вверх укладываем куклу-основу. Поясняем детям, что голова куклы должна находиться выше пеленки (лицо открыто, пеленаем только тело).

4. Пеленашка.

Пеленаем куклу. Сначала берем пеленку с одной стороны и укутываем один бочок куклы, направляя лоскут вниз. Затем захватываем пеленку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя – укутываем второй бочок куклы, также направляя лоскут вниз. Аккуратно расправляем пеленку и поднимаем ее вверх – укутываем ноги, закрепляем концы пеленки (сзади крест-накрест, и подтыкаем) или же перевязываем красивой лентой (тесьмой).

Затем педагог выставляет технологическую карту и сообщает детям, что сегодня они сами будут мастерить кукол-пеленашек из цветных тряпочек.

Дети выбираю лоскуты и приступают к работе. Педагог помогает детям индивидуально или же повторно обращает внимание на технологическую карту. Дети делают куклы-пеленашки, любуются ими, дают имена и укладывают в свои кроватки.

Материал, инструменты, оборудование. Для показа детям – тряпичные куклы, в том числе кукла-пеленашка; технологическая карта «Кукла Пеленашка» в наглядно-методическом пособии для средней группы. Для каждого ребенка – прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пеленки, прочные нити для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания пеленашки.

Предварительная работа. Экскурсия в музей дошкольного учреждения и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы»; создание коллекции лоскутков; пеленание кукол и других игрушек;

Базовые умения и навыки.

1. Повязывание платка или косынки в мерке «на себя» и «на кукле».

2. Сворачивание в рулон полотенца, шарфика, ленты и других бытовых предметов различного размера разной плотности.

3. Завязывание шнурков на обуви, одежде (например, на куртке с кулиской, шапке) и дидактических игрушках.

4. Пеленание куклы (это упражнение обычно с равным интересом выполняют девочки и мальчики).

Взаимодействие с семьей. Посоветовать родителям посетить с детьми музей (отдел музея) народного декоративно-прикладного творчества и/или выставку народной и авторской куклы. Провести мастер-класс с участием детей и родителей по изготовлению куклы Пеленашки.

Информация для педагогов. В раннем возрасте ребёнку давали куклу «ПЕЛЕНАШКУ». (Педагог мастерит куклу во время рассказа). Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.

Педагог показывает детям несколько разных тряпичных куколок, любуется ими сама и вовлекает детей в любование яркими народными игрушками. Спрашивает, знают ли дети, что это такое? Поясняет, что куклы бывают разные (можно сравнить с современными игрушками, но не очень сильно отвлекать детей). А эти куклы необычные – рукодельные, старинные. В эти куклы играли ваши бабушки и бабушки ваших бабушек, когда они были маленькими девочками. Как вы думаете, из чего сделаны эти куколки? Таких куколок делают из цветных тряпочек и ниток. Поэтому куколки так и называются – «тряпичные», то есть сделанные из тряпочек.

Педагог показывает детям куклу-пеленашку: «Посмотрите на эту куколку. Кого она вам напоминает? Эта куколка называется пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пеленочку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Как вы думаете, для чего ребенка пеленали? Считалось, что беспомощного пеленашку из-за пеленок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой, и куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой».

Далее педагог показывает и поясняет технологию изготовления куклы-пеленашки.

После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.

Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных кукол-пеленашек в свободную игровую деятельность (игра «Укачаю мою пеленашку). На музыкальных занятиях дети могут спеть своим куколкам колыбельные и нежно их убаюкать.

Совместное занятие с родителями. Куклы-обереги «Лихорадки».

Задачи. Научить мастерить традиционную обереговую куклу Лихорадку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Технологическая карта «Кукла Лихорадка» в наглядно-методическом пособии для средней группы.

1. Туловище-основа.

Берем прямоугольный лоскут светлой (или любой другой) ткани, туго сворачиваем трубочкой и связываем в двух местах как сноп. Стараемся с помощью перевязки передать условные пропорции «голова-туловище». Поясняем детям, что одна из частей, выделенных перетяжкой, - это голова будущей куклы.

2. Платок.

Берем цветной лоскут треугольной формы и надеваем на голову куклы – надвигаем на лоб, симметрично закладываем по бокам и фиксируем на шее узлом – спереди или сзади.

3. Пеленка.

Расстилаем на столе квадратный лоскут – это пеленка. Сверху лицом вверх укладываем куклу-основу. Поясняем детям, что голова куклы должна находиться выше пеленки (лицо открыто, пеленаем только тело).

Пеленаем куклу. Сначала берем пеленку с одной стороны и укутываем один бочок куклы, направляя лоскут вниз. Затем захватываем пеленку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя – укутываем второй бочок куклы, также направляя лоскут вниз. Аккуратно расправляем пеленку и перевязываем тело куклы тонкой цветной ленточкой крест-накрест.

Материал, инструменты, оборудование. Для показа детям – тряпичные куклы, в том числе кукла-лихорадка; технологическая карта «Кукла Лихорадка» в наглядно-методическом пособии для средней группы.

Для каждого ребенка – прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по три лоскута цветной ткани для платка, пеленки и одеяльца куклы, прочные нити для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания куклы Лихорадки.

Предварительная работа. Экскурсия в музей дошкольного учреждения и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы»; создание коллекции лоскутков; пеленание кукол и других игрушек;

Базовые умения и навыки.

1. Повязывание платка или косынки в мерке «на себя» и «на кукле».

2. Сворачивание в рулон полотенца, шарфика, ленты и других бытовых предметов различного размера разной плотности.

3. Завязывание шнурков на обуви, одежде (например, на куртке с кулиской, шапке) и дидактических игрушках.

4. Пеленание куклы (это упражнение обычно с равным интересом выполняют девочки и мальчики).

Взаимодействие с семьей. Посоветовать родителям посетить с детьми музей (отдел музея) народного декоративно-прикладного творчества и/или выставку народной и авторской куклы. Провести мастер-класс с участием детей и родителей по изготовлению куклы Лихорадки.

Информация для педагогов и родителей. В каждой русской избе было множество кукол, которые имели особое значение для каждого члена семьи. У некоторых из них была важная обязанность – оберегать живущих в избе от разных болезней. Куклы Лихорадки и спасали семью от болезней. Двенадцать куколок Лихорадок, по числу месяцев в году, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе, помещались за печкой, чтобы их никто не видел. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой крест-накрест.

Содержание совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей. Педагог показывает несколько тряпичных куколок. Напоминает, что дети уже научились делать пеленашку, а сегодня будут мастерить тряпичную куклу Лихорадку. Знакомит детей с технологией изготовления куклы Лихорадки и предлагает сделать коллективную работу – 12 куколок Лихорадок для мини-музея ДОУ.

После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.

Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных тряпичных кукол в свободную игровую деятельность. На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети рассказывают потешки или эпизоды русских народных сказок от лица своих кукол. Тряпичные куклы могут быть включены в театрализованную деятельность по фольклорным мотивам.

Публикации по теме:

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка»Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка» Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей. /Мастер-класс для детей возможен после.

Развивающая ситуация в старшей группе «Русская обрядовая кукла» Развивающая ситуация в старшей группе «Русская обрядовая кукла» Цель. Развивать любознательность через углубление интереса к истории и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Кукла Пеленашка», кукла «Лихорадка» в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»
Опубликовано: 12 июня 2014 в 12:36
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД