Елена Швецова
Занятие «Кукла Пеленашка», кукла «Лихорадка» в рамках реализации проекта «Кукла моя изначальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Кукла Пеленашка».
Задачи. Научить мастерить традиционную куклу Пеленашку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.
Публикация «Занятие „Кукла Пеленашка“, кукла „Лихорадка“ в рамках реализации проекта „Кукла моя изначальная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные куклы. Проекты, планы
- Темочки
Технологическая карта «Кукла Пеленашка» в наглядно-методическом пособии для средней группы.
1. Туловище-основа.
Берем прямоугольный лоскут светлой (или любой другой) ткани, туго сворачиваем трубочкой и связываем в двух местах как сноп. Стараемся с помощью перевязки передать условные пропорции «голова-туловище». Поясняем детям, что одна из частей, выделенных перетяжкой, - это голова будущей куклы.
2. Платок.
Берем цветной лоскут треугольной формы и надеваем на голову куклы – надвигаем на лоб, симметрично закладываем по бокам и фиксируем на шее узлом – спереди или сзади.
3. Пеленка.
Расстилаем на столе квадратный лоскут – это пеленка. Сверху лицом вверх укладываем куклу-основу. Поясняем детям, что голова куклы должна находиться выше пеленки (лицо открыто, пеленаем только тело).
4. Пеленашка.
Пеленаем куклу. Сначала берем пеленку с одной стороны и укутываем один бочок куклы, направляя лоскут вниз. Затем захватываем пеленку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя – укутываем второй бочок куклы, также направляя лоскут вниз. Аккуратно расправляем пеленку и поднимаем ее вверх – укутываем ноги, закрепляем концы пеленки (сзади крест-накрест, и подтыкаем) или же перевязываем красивой лентой (тесьмой).
Затем педагог выставляет технологическую карту и сообщает детям, что сегодня они сами будут мастерить кукол-пеленашек из цветных тряпочек.
Дети выбираю лоскуты и приступают к работе. Педагог помогает детям индивидуально или же повторно обращает внимание на технологическую карту. Дети делают куклы-пеленашки, любуются ими, дают имена и укладывают в свои кроватки.
Материал, инструменты, оборудование. Для показа детям – тряпичные куклы, в том числе кукла-пеленашка; технологическая карта «Кукла Пеленашка» в наглядно-методическом пособии для средней группы. Для каждого ребенка – прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пеленки, прочные нити для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания пеленашки.
Предварительная работа. Экскурсия в музей дошкольного учреждения и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы»; создание коллекции лоскутков; пеленание кукол и других игрушек;
Базовые умения и навыки.
1. Повязывание платка или косынки в мерке «на себя» и «на кукле».
2. Сворачивание в рулон полотенца, шарфика, ленты и других бытовых предметов различного размера разной плотности.
3. Завязывание шнурков на обуви, одежде (например, на куртке с кулиской, шапке) и дидактических игрушках.
4. Пеленание куклы (это упражнение обычно с равным интересом выполняют девочки и мальчики).
Взаимодействие с семьей. Посоветовать родителям посетить с детьми музей (отдел музея) народного декоративно-прикладного творчества и/или выставку народной и авторской куклы. Провести мастер-класс с участием детей и родителей по изготовлению куклы Пеленашки.
Информация для педагогов. В раннем возрасте ребёнку давали куклу «ПЕЛЕНАШКУ». (Педагог мастерит куклу во время рассказа). Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой.
Содержание совместной продуктивной деятельности педагога и детей.
Педагог показывает детям несколько разных тряпичных куколок, любуется ими сама и вовлекает детей в любование яркими народными игрушками. Спрашивает, знают ли дети, что это такое? Поясняет, что куклы бывают разные (можно сравнить с современными игрушками, но не очень сильно отвлекать детей). А эти куклы необычные – рукодельные, старинные. В эти куклы играли ваши бабушки и бабушки ваших бабушек, когда они были маленькими девочками. Как вы думаете, из чего сделаны эти куколки? Таких куколок делают из цветных тряпочек и ниток. Поэтому куколки так и называются – «тряпичные», то есть сделанные из тряпочек.
Педагог показывает детям куклу-пеленашку: «Посмотрите на эту куколку. Кого она вам напоминает? Эта куколка называется пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пеленочку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Как вы думаете, для чего ребенка пеленали? Считалось, что беспомощного пеленашку из-за пеленок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой, и куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой».
Далее педагог показывает и поясняет технологию изготовления куклы-пеленашки.
После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.
Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных кукол-пеленашек в свободную игровую деятельность (игра «Укачаю мою пеленашку). На музыкальных занятиях дети могут спеть своим куколкам колыбельные и нежно их убаюкать.
Совместное занятие с родителями. Куклы-обереги «Лихорадки».
Задачи. Научить мастерить традиционную обереговую куклу Лихорадку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки – сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида игрушки (безлицевая кукла). Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.
Технологическая карта «Кукла Лихорадка» в наглядно-методическом пособии для средней группы.
1. Туловище-основа.
Берем прямоугольный лоскут светлой (или любой другой) ткани, туго сворачиваем трубочкой и связываем в двух местах как сноп. Стараемся с помощью перевязки передать условные пропорции «голова-туловище». Поясняем детям, что одна из частей, выделенных перетяжкой, - это голова будущей куклы.
2. Платок.
Берем цветной лоскут треугольной формы и надеваем на голову куклы – надвигаем на лоб, симметрично закладываем по бокам и фиксируем на шее узлом – спереди или сзади.
3. Пеленка.
Расстилаем на столе квадратный лоскут – это пеленка. Сверху лицом вверх укладываем куклу-основу. Поясняем детям, что голова куклы должна находиться выше пеленки (лицо открыто, пеленаем только тело).
Пеленаем куклу. Сначала берем пеленку с одной стороны и укутываем один бочок куклы, направляя лоскут вниз. Затем захватываем пеленку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя – укутываем второй бочок куклы, также направляя лоскут вниз. Аккуратно расправляем пеленку и перевязываем тело куклы тонкой цветной ленточкой крест-накрест.
Материал, инструменты, оборудование. Для показа детям – тряпичные куклы, в том числе кукла-лихорадка; технологическая карта «Кукла Лихорадка» в наглядно-методическом пособии для средней группы.
Для каждого ребенка – прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по три лоскута цветной ткани для платка, пеленки и одеяльца куклы, прочные нити для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания куклы Лихорадки.
Предварительная работа. Экскурсия в музей дошкольного учреждения и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы»; создание коллекции лоскутков; пеленание кукол и других игрушек;
Базовые умения и навыки.
1. Повязывание платка или косынки в мерке «на себя» и «на кукле».
2. Сворачивание в рулон полотенца, шарфика, ленты и других бытовых предметов различного размера разной плотности.
3. Завязывание шнурков на обуви, одежде (например, на куртке с кулиской, шапке) и дидактических игрушках.
4. Пеленание куклы (это упражнение обычно с равным интересом выполняют девочки и мальчики).
Взаимодействие с семьей. Посоветовать родителям посетить с детьми музей (отдел музея) народного декоративно-прикладного творчества и/или выставку народной и авторской куклы. Провести мастер-класс с участием детей и родителей по изготовлению куклы Лихорадки.
Информация для педагогов и родителей. В каждой русской избе было множество кукол, которые имели особое значение для каждого члена семьи. У некоторых из них была важная обязанность – оберегать живущих в избе от разных болезней. Куклы Лихорадки и спасали семью от болезней. Двенадцать куколок Лихорадок, по числу месяцев в году, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе, помещались за печкой, чтобы их никто не видел. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой крест-накрест.
Содержание совместной продуктивной деятельности педагога, детей и родителей. Педагог показывает несколько тряпичных куколок. Напоминает, что дети уже научились делать пеленашку, а сегодня будут мастерить тряпичную куклу Лихорадку. Знакомит детей с технологией изготовления куклы Лихорадки и предлагает сделать коллективную работу – 12 куколок Лихорадок для мини-музея ДОУ.
После занятия. В свободном доступе детей находятся лоскутки и нитки, чтобы дети могли самостоятельно (по своему желанию) мастерить тряпичные куклы.
Интеграция с разными видами деятельности. Педагог создает условия для включения детьми самодельных тряпичных кукол в свободную игровую деятельность. На занятиях по развитию речи и художественной литературе дети рассказывают потешки или эпизоды русских народных сказок от лица своих кукол. Тряпичные куклы могут быть включены в театрализованную деятельность по фольклорным мотивам.