Тамара Медведева
Занятие «Культура поведения в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая аудитория: несовершеннолетние 14-18 лет.
Формы и методы работы: занятие.
Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.
Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Ожидаемые результаты: научить культуре поведения.
Публикация «Занятие „Культура поведения в школе“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: чистые листы бумаги, ручки, карточки с заданием, таблица с пословицами, интерактивная доска со слайдами правил поведения учащихся.
План:
1. Ритуал начала. Игра: «Доброе животное».
2. Вводная беседа.
3. Основная часть:
Значение слова «вежливый»
Чтение стихотворения: «Случаи из школьной жизни»
Задание: «Признаки воспитанного человека»
Сокровищница народной мудрости
Задания по карточкам
Правила поведения учащихся в школе (работа со слайдами)
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
Культура поведения в школе.
Ход занятия
1. Ритуал начала.
«Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад».
2. Вводная беседа.
Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.
Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т. д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.
К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.
3. Основная часть.
Сегодня мы с вами будем говорить о культуре поведения в школе.
Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).
Но какие правила этикета, к сожалению, часто нарушаются в школе?
“Случаи из школьной жизни”
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
- Произносить он не привык,
Простого слова “извините” Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свидания”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
“Ну, я пошел, пока, всего…”
Не скажет он друзьям по школе :
“Алеша, Петя, Ваня, Толя”.
Своих друзей зовет он только:
“Алешка, Петька, Ванька. Толька”.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы … Мы скажем вам “спасибо”.
Вот такие «горе» ученики встречаются в школе.
Задание:
Назовите признаки воспитанного человека.
Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.
Правила:
• Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
• Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
• Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
• Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
• Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
“Сокровищница народной мудрости”
На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.
Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения :
У себя как хочешь,
Не дорог подарок –
О пустяках спорить –
По одежде не суди,
Слово – серебро,
Хоть не богат,
От слова спасенье,
На незваного гостя
В деревню, где живут одноногие,
От одного слова, по делам гляди.
молчание – золото.
а в гостях – как велят.
дорога любовь.
дело упустить.
и от слова погибель.
не припасена и ложка.
а гостям рад.
да навек ссора.
надо идти на одной ноге.
Смысл каждого высказывания обсуждается.
Далее воспитанникам дается следующее задание:
(Дети делятся на три команды)
Рассказать о правилах поведения на тему.
Темы:
1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
2. Правила поведения в школе
3. Обязанности дежурного класса
Подсказки
Форма
Прическа сменная или вторая обувь
Приветствие учеников и взрослых
Обращение к друг другу
Мусор
Бережливость
Вежливость
Опоздания
Прогулы
Плееры и сотовые телефоны
Повседневная речь в школе
Манера общения
Чужие вещи
Поведение в столовой
Поведение во время линеек и мероприятий
Приход в школу
Пропуск уроков
Школьное имущество
Соблюдение правил безопасности
Забота о младших и слабых
Решение спорных вопросов
Курение в школе
Поведение на уроках
Поведение на переменах
Употребление непристойных выражений
Обязанности старшего дежурного по школе
Обязанности дежурного класса
Поведение на школьных вечерах и дискотеках
- Давайте закрепим наши знания по школьному этикету.
Воспитанники знакомятся с правилами поведения учащихся в школе.
Сейчас прочтите и запомните правила поведения учащихся в школе :
I. Внешний вид учащихся (Слайд №1)
1. Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно, не пестро) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой.
2. Учащийся в школе должен быть аккуратно и не вызывающе причесан (не допускается стрижка под «ноль», под «панка» и т. п., иметь чистый носовой платок.
3. Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения.
4. При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах держать нельзя. Переход в свободный режим общения допускается с разрешения учителя.
5. В торжественных случаях одежда учащихся должна соответствовать моменту. Мальчики и юноши должны быть в светлых рубашках, темных костюмах, темных полуботинках, для юношей старше 14 лет обязателен галстук. Девочки и девушки должны быть в темных строгого покроя костюмах и светлых блузках, яркие и вызывающего вида украшения и косметика запрещены. Обувь – туфли на небольшом каблуке, в тон костюму.
6. На уроках физической культуры, хореографии, технологии, ОБЖ одежда и обувь учащихся регламентируется специальными приказами директора.
7. Учащимся категорически запрещено курение.
За нарушение учащиеся могут быть направлены домой для приведения себя в порядок, за нарушение учащиеся вызываются в учебную часть для принятия решения.
II. Приход учащихся в школу. (Слайд №2)
1. При входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами, вытирают ноги, переобувают обувь и сдают верхнюю одежду и сменную обувь в гардероб (обувь учащиеся хранят в специальных сумках – мешках)
2. В раздевалке учащиеся ведут себя тихо, раздеваются быстро, не задерживаясь, игры и возня в раздевалке запрещены, посещение раздевалки в течение учебного дня допускается только в присутствии дежурного.
3. Внешний вид учащегося оценивает при выходе из раздевалки дежурный учитель или администратор и предъявляет к учащимся требования в соответствии с п. 1 (1-6) настоящих правил.
4. Все учащиеся обязаны быть в учебных кабинетах не позднее, чем за пять минут до начала занятий.
5. Опоздавшие учащиеся регистрируются дежурным администратором или учителем, получают запись об опоздании в дневник.
6. Учащимся категорически запрещено приносить в школу вещи, не имеющие отношения к занятиям.
7. За нарушение п. п. 1-2, 4 классный руководитель применяет к учащемуся следующие меры воздействия: уведомление родителей; вызов родителей в школу; направление на беседу с психологом или социальным педагогом школы;
III. Требования к учащимся на уроке. (Слайд №3)
1. Учащиеся до звонка должны приготовить все необходимое к уроку.
2. Учащиеся со звонком должны немедленно занять свои места за учебными столами.
3. При входе учителя учащиеся встают.
4. Перед началом урока дежурные подают учителю список учащихся, отсутствующих на данном уроке.
5. Опоздавшие ученики допускаются на урок с разрешения заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6. Учитель начинает урок только при наличии всего необходимого для нормальной учебной работы — мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Класс должен быть чисто убран и проветрен. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность к каждому уроку.
7. Ничего лишнего на учебном столе не должно быть у учащегося. Перечень необходимого на каждом уроке и в определенные моменты урока (например, на самостоятельной работе) определяется учителем.
8. При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.
9. В некоторых случаях возможен ответ ученика с места, как стоя, так и сидя. Порядок ответа с места определяет учитель.
10. Учащиеся, желающие отвечать или спросить у учителя, обязаны поднять руку. Каким – либо другим способом пытаться обратить на себя внимание учителя нельзя.
11. Отвечая, учащийся стоит у доски лицом к классу или при ответе с места лицом к учителю. Отвечая, учащийся говорит громко, внятно, не спеша. Пишет на доске аккуратно, разборчиво. При ответе с использованием плаката, карты, схемы и т. п. стоит вполоборота к классу, показывая указкой то, что необходимо, правой или левой рукой, в зависимости от расположения наглядного материала.
12. Во время урока, сидя за учебным столом, учащийся обязан следить за осанкой, постановкой ног, наклоном головы. Учащийся обязан выполнять распоряжения учителя относительно правильной осанки.
13. Учащиеся по окончании урока встают и по распоряжению учителя выходят из класса спокойно.
14. Подсказки и списывание на уроках категорически воспрещаются.
15. В классе ведется журнал успеваемости. Ответственный за журнал обязан его представлять учителю в начале урока и забирать по окончании урока и носить его между уроками. По окончании учебных занятий ответственный сдает журнал в учебную часть. Ответственный отвечает за сохранность журнала во время учебных занятий. Всем остальным учащимся брать журнал, смотреть оценки категорически запрещается.
16. Нарушение настоящих правил учащимися во время урока фиксируются учителем в дневниках нарушителей.
Буклеты с основными правилами поведения в школе.
1. При встрече со взрослыми людьми всегда здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.
2. Всегда помни, что ты не один. Не бегай в коридоре и на лестницах. Это часто приводит к различным неприятностям и даже травмам.
3. Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их.
4. Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок.
4. Подведение итогов. Заключительное слово.
Как учиться “вежеству”? До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т. е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.
Самонаблюдение Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.
Самооценка Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.
Изучение мнения других людей Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.
Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.
Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.
5. Рефлексия.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, от Саши к Диме и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из нас добавил частицу своей дружбы. Пусть же она нас всех не покидает и греет. До свидания!»
Литература:
1. А. В. Давыдов Классные часы. – М, : ВАКО, 2008 г.
2. С. Г. Огнева Школа интересных наук. Издательство «Учитель» Волгогра 2008 г.
3. Г. Г. Кулинич. – Москва, : ВАКО, 2009.- 224с. – (Мозайка детского отдыха).
4. Интернет ресурсы.