Евгения Севрюкова
Конспект занятия «Снег и лёд — какие они? Снежная погода зимой»
Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами снега и льда.
Вызвать радость у детей от открытий, полученных из опытов;
Определить значение снега и льда в природе и для человека.
Развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение.
Повторить правила безопасного поведения на улице.
Публикация «Конспект занятия „Снег и лёд — какие они? Снежная погода зимой“» размещена в разделах
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Погода, природные явления. Конспекты
- Темочки
Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность, любовь к природе.
Оборудование: Картинки с изображением снега и льда, снежинок; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года»; контейнеры со снегом, стаканы с водой, кубики льда, полоски цветной бумаги, салфетки для рук, ложки, палочки, молоток, лейкопластырь; картинки с заданиями (изображение зимних забав).
Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений о зиме, рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом.
Ход занятия.
Организационный момент. (психологический настрой)
Руки- на месте, ноги- на месте,
Локти- у края, спина- прямая.
Актуализация знаний.
Звучит музыка Чайковского «Времена года. Декабрь»
- Скажите мне, какое сейчас время года? Правильно, зима!
-Красивое произведение Чайковского, которое вы сейчас слышите, тоже о зиме. Выпало много снега, вы катаетесь с ледяной горки. Вам весело и интересно! А, кто мне скажет, чем отличается лед от снега. Так вот, сегодня мы с вами будем исследовать снег и лед, узнаем какие они.
Постанова темы и цели урока
-Снег и лед какие? Что же у них общего?
А сейчас отгадайте загадки:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)
Правильно снег
- Ребята, а что такое снег? Из чего он состоит? (из снежинок)
- А каким бывает снег? (холодным, белым, блестящим, сверкающим, хрустящим и. т. д.)
- А что мы можем сказать о снежинках? Какие они? (Белые, красивые, легкие и т. д.)
-Откуда падают снежинки? (с неба)
Следующая загадка
Он сковал большую реку,
ровный, гладкий - красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой,
в эти славные деньки,
Приглашает нас с тобой
поскорей надеть коньки.
(лед)На доску вешаю картинку «Снег и лёд»
А что же такое лед? (это замерзшая вода)
-А скажите, ребята, значит снег и лед - это одно и тоже?
-А это и есть тайны зимы, и мы сегодня попробуем открыть секрет о свойствах снега и льда и для этого мы с вами побудим учеными. Опытническая деятельность в лаборатории.
-Кто такие ученые, чем они занимаются? -Правильно, ребята. Ученые ведут наблюдения и проводят эксперименты. Итак, ребята, что мы сегодня будем учеными, но прежде чем начать опыты познакомимся с правилами :
1. Внимательно слушать учителя.
2. Точно выполнять указания.
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы.
-Ну, что, готовы. (Раздаю подносы с оборудованием)
Опыт №1. Сравним снег и лед по запаху.
Понюхаем снег, потом лед. Что вы скажете о запахе этих веществ? Ответы детей.
-Действительно, запаха у этих веществ нет.
Какой вывод сделаем? (Снег и лёд не имеют запаха) На доске прикрепляю картинку.
Опыт №2. Сравним снег и лед по цвету. Какого цвета снег? (белого)
Подложите полоски красного и синего цвета под снег.
- Изменился ли цвет снега? (нет)
- Возьмите синюю полоску бумаги и положите на нее лед.
-Какого цвета стал лед?
- Положите красную полоску бумаги.
- Какого цвета стал лёд?
-Какой можно сделать вывод? (цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда.
-Лед имеет свой цвет? Лед бесцветный.
Вывод: лед какой?- прозрачный
Снег какой?- белый (На доске прикрепляю картинку)
Опыт № 3. Итак, проведем следующий опыт
- Помешайте снег. Какой он? (рыхлый) Попробуйте сделать то же самое со льдом.
Можно сделать ямку во льду? Ответы детей.
А перемешать его ложечкой? Ответы детей.
Как вы думаете, Почему? Ответы детей.
-Это говорит о том, что снег рыхлый, а лед крепкий. Прочный. А теперь я пройду и по каждому кусочку льда ударю молотком. - Что произошло? (лед раскололся, значит он хрупкий)
Вывод: снег рыхлый, лед хрупкий (На доске прикрепляю картинку)
Но если уронить, он разобьется, потому что лед хрупкий. Ребята, как вы считаете, это хорошо, что снег такой мягкий и рыхлый? Что было бы, если бы вместо снега зимой на нас падали льдинки? Действительно, приятного мало. А снежные хлопья состоят из отдельных снежинок. Ответы детей
А кто из вас может быть знает, как же образуются снежинки? (Из всех земных водоёмов, из рек, озёр, морей, вода испаряется и превращается в пар, а пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в снежинки и на землю из туч падает снег.)
Капельки, которые поднялись в воздух, в холодное время года при низкой температуре превращаются в снежинки и выпадают на землю в виде снега. Падая вниз, они сталкиваются с капельками водяного пара. Они растут и превращаются в красивые снежинки. Форма снежинок зависит от погоды. В более теплый безветренный день снежинки бывают крупные и красивые. Они радуют и детей, и взрослых. Необычайно красивы деревья в инее! Эту удивительную красоту на деревьях создаёт зима. В морозные дни на окнах образуются красивые узоры. Это ледяные узоры.
Игра «Найди две одинаковые снежинки»
Кто из вас самый внимательный? Найдите две одинаковые снежинки.
Посмотрите, какие чудесные фотографии снежинок я принесла вам. Ни одна снежинка не похожа на другую, в природе нет одинаковых снежинок.
Опыт №4. Опустите кусочек льда в воду и снега. Лед плавает. Палочкой опустите лед на дно стакана, уберите палочку. Что вы наблюдаете. Как можно назвать это свойство льда?
Вывод: Лед легче воды - он плавает в воде.
Снег, как и лед, не тонет в воде.
Опыт №5 Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он? (холодный).
Кладу на ладошку немного снега и все наблюдаем что происходит.
Куда же пропал снег из ладошек? (снег растаял). Почему снег растаял? (ладошки тёплые, снег холодный). Если положить лед, что с ним произойдет?
Вывод: в тепле снег и лед тает.
Снег растаял, превратился в воду. Наши ручки стали мокрыми.
Вывод: снег – это вода, лед-это вода
Физминутка «Лепим – лепим ком большой»
А теперь погреем ручки.
Игра "Что лишнее?"
1. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор:
Дождь, роса, лед, ливень
2. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор:
Лед, дождь снег, иней.
Игра «Хлопни»
Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к снегу или льду, вы хлопните в ладоши.
Дерево, снег, дождь, камень, сугроб, машина, снеговик, град, песок, море, сосулька, водопад, ветер, снежинка, мяч, бумага, лед, иней, одеяло, метель, снегопад. Молодцы, справились с заданием.
ОБЖ
Снегопад опасности, связанные со скользким льдом, подстерегают людей на улице. Сейчас ребята о них расскажут?
Дети читают стихи
Гололёд, гололёд…
Лед у дома, у ворот.
Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.
Но едва лишь сделал шаг,
На дорожку тут же - шмяк!
Как же в школу мне дойти?
Не ползком туда ж ползти?
Гололёд, гололёд…
По чуть- чуть скольжу вперед.
(Мельничук. И.)
***
Опасное явление – гололед:
Ступаем мы по льду, как по канату…
И это происходит каждый год-
За жизнь мы дорогую платим плату.
Да, ребята гололёд опасен, можно получить травмы, нужно быть крайне осторожным. Я вам покажу, как можно обувь свою сделать не скользкой.
Нам понадобится лейкопластырь.
Салфеткой вытираю тарелку и прикрепляю к ним кусочки лейкопластыря.
Положите на лейкопластырь лед. Сможет ли он так же скользить, как раньше?
Теперь вы можете научить своих мам, бабушек, дедушек, какие меры надо предпринять, чтобы не поскользнуться и не упасть.
-Вы знаете, ребята, а ведь ледяные опасности подстерегают нас не только внизу, но и сверху. Кто догадался, о чем я говорю? Ответы детей.
Дети читают стихи
Это чудо хрусткое.
Это чудо хрусткое
Грызли мы без меры.
Стала Танька грустная
И «свалилась» первой!
А за ней – «свалилась» я,
Вся температурная!
И теперь у нас режим-
Мы с ангиною лежим-
Кашляем с натугою
С моей подругою.
(Наталья Капустюк)
Сосульки
Как морковки ледяные,
Сосульки длинные висят,
- Пососи холодный хвостик!-
Они, словно, говорят.
Но, сосулька- не сосалка!
Не конфета, просто лёд!
Пососёшь и заболеешь,
Это каждый пусть поймет!
(Владимир Кокарев)
Я вам предлагаю посмотреть картинку «Безопасность зимой».
-Лед под ногами – это опасно, лед над головой – это угроза, да и снег тоже опасен иногда. Ребята, неужели снег и лед приносит людям только зло?
Давайте вспомним, в каких ситуациях ребята, да и взрослые очень радуются ровному, скользкому льду. Ответы детей (катание на коньках).
-Действительно, лед может принести людям и пользу, и радость, надо просто правильно им пользоваться.
-А как вы думаете, есть ли польза от снега?
Давайте посмотрим, что спрятал снег под своим пушистым одеялом? Возвращаются к подносу со снегом, приподнимают снег и обнаруживают под ним траву.
-Под снегом скрываются маленькие ростки травы. Снег не дает им замерзнуть в сильные морозы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик.
-А вы знаете, что некоторые виды спорта напрямую зависят от качества снега и льда?
Игра «Определи вид спорта»
Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: каждая парта получит карточки с изображением разных видов спорта.
Определите, для каких видов спорта просто необходим снег или лед, а для каких они вовсе не нужны.
Итог. - Давайте еще раз сравним эти явления и расскажем о них:
Снег мягкий, а лед (твёрдый)
Снег пушистый, а лёд (гладкий)
Снег белый, а лёд (прозрачный)
Снег тает быстрее, а лёд тает (медленнее)
Итак, мы с вами исследовали свойства снега и льда.
–А что общего между снегом и льдом? Ответы детей
Снег и лед образуются при замерзании воды.
Понравилось вам быть учеными.
Рефлексия
-У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку.
Выбранные рисунки прикрепляются на доску магнитами. Звучит музыка Чайковского «Времена года. Декабрь»
Занятие закончилось. Всем спасибо.