Лучший педагог года

Конспект занятия «Снег и лёд — какие они? Снежная погода зимой»

Евгения Севрюкова
Конспект занятия «Снег и лёд — какие они? Снежная погода зимой»

Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами снега и льда.

Вызвать радость у детей от открытий, полученных из опытов;

Определить значение снега и льда в природе и для человека.

Развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение.

Повторить правила безопасного поведения на улице.

Публикация «Конспект занятия „Снег и лёд — какие они? Снежная погода зимой“» размещена в разделах

Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность, любовь к природе.

Оборудование: Картинки с изображением снега и льда, снежинок; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года»; контейнеры со снегом, стаканы с водой, кубики льда, полоски цветной бумаги, салфетки для рук, ложки, палочки, молоток, лейкопластырь; картинки с заданиями (изображение зимних забав).

Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры со снегом. Чтение и разучивание стихотворений о зиме, рассказывание русской народной сказки «Снегурочка», игры со снегом.

Ход занятия.

Организационный момент. (психологический настрой)

Руки- на месте, ноги- на месте,

Локти- у края, спина- прямая.

Актуализация знаний.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Декабрь»

- Скажите мне, какое сейчас время года? Правильно, зима!

-Красивое произведение Чайковского, которое вы сейчас слышите, тоже о зиме. Выпало много снега, вы катаетесь с ледяной горки. Вам весело и интересно! А, кто мне скажет, чем отличается лед от снега. Так вот, сегодня мы с вами будем исследовать снег и лед, узнаем какие они.

Постанова темы и цели урока

-Снег и лед какие? Что же у них общего?

А сейчас отгадайте загадки:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)

Правильно снег

- Ребята, а что такое снег? Из чего он состоит? (из снежинок)

- А каким бывает снег? (холодным, белым, блестящим, сверкающим, хрустящим и. т. д.)

- А что мы можем сказать о снежинках? Какие они? (Белые, красивые, легкие и т. д.)

-Откуда падают снежинки? (с неба)

Следующая загадка

Он сковал большую реку,

ровный, гладкий - красота!

Он поможет человеку обходиться без моста.

А в каникулы, зимой,

в эти славные деньки,

Приглашает нас с тобой

поскорей надеть коньки.

(лед)На доску вешаю картинку «Снег и лёд»

А что же такое лед? (это замерзшая вода)

-А скажите, ребята, значит снег и лед - это одно и тоже?

-А это и есть тайны зимы, и мы сегодня попробуем открыть секрет о свойствах снега и льда и для этого мы с вами побудим учеными. Опытническая деятельность в лаборатории.

-Кто такие ученые, чем они занимаются? -Правильно, ребята. Ученые ведут наблюдения и проводят эксперименты. Итак, ребята, что мы сегодня будем учеными, но прежде чем начать опыты познакомимся с правилами :

1. Внимательно слушать учителя.

2. Точно выполнять указания.

3. Аккуратно работать с оборудованием.

4. В конце опытов делать выводы.

-Ну, что, готовы. (Раздаю подносы с оборудованием)

Опыт №1. Сравним снег и лед по запаху.

Понюхаем снег, потом лед. Что вы скажете о запахе этих веществ? Ответы детей.

-Действительно, запаха у этих веществ нет.

Какой вывод сделаем? (Снег и лёд не имеют запаха) На доске прикрепляю картинку.

Опыт №2. Сравним снег и лед по цвету. Какого цвета снег? (белого)

Подложите полоски красного и синего цвета под снег.

- Изменился ли цвет снега? (нет)

- Возьмите синюю полоску бумаги и положите на нее лед.

-Какого цвета стал лед?

- Положите красную полоску бумаги.

- Какого цвета стал лёд?

-Какой можно сделать вывод? (цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда.

-Лед имеет свой цвет? Лед бесцветный.

Вывод: лед какой?- прозрачный

Снег какой?- белый (На доске прикрепляю картинку)

Опыт № 3. Итак, проведем следующий опыт

- Помешайте снег. Какой он? (рыхлый) Попробуйте сделать то же самое со льдом.

Можно сделать ямку во льду? Ответы детей.

А перемешать его ложечкой? Ответы детей.

Как вы думаете, Почему? Ответы детей.

-Это говорит о том, что снег рыхлый, а лед крепкий. Прочный. А теперь я пройду и по каждому кусочку льда ударю молотком. - Что произошло? (лед раскололся, значит он хрупкий)

Вывод: снег рыхлый, лед хрупкий (На доске прикрепляю картинку)

Но если уронить, он разобьется, потому что лед хрупкий. Ребята, как вы считаете, это хорошо, что снег такой мягкий и рыхлый? Что было бы, если бы вместо снега зимой на нас падали льдинки? Действительно, приятного мало. А снежные хлопья состоят из отдельных снежинок. Ответы детей

А кто из вас может быть знает, как же образуются снежинки? (Из всех земных водоёмов, из рек, озёр, морей, вода испаряется и превращается в пар, а пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в снежинки и на землю из туч падает снег.)

Капельки, которые поднялись в воздух, в холодное время года при низкой температуре превращаются в снежинки и выпадают на землю в виде снега. Падая вниз, они сталкиваются с капельками водяного пара. Они растут и превращаются в красивые снежинки. Форма снежинок зависит от погоды. В более теплый безветренный день снежинки бывают крупные и красивые. Они радуют и детей, и взрослых. Необычайно красивы деревья в инее! Эту удивительную красоту на деревьях создаёт зима. В морозные дни на окнах образуются красивые узоры. Это ледяные узоры.

Игра «Найди две одинаковые снежинки»

Кто из вас самый внимательный? Найдите две одинаковые снежинки.

Посмотрите, какие чудесные фотографии снежинок я принесла вам. Ни одна снежинка не похожа на другую, в природе нет одинаковых снежинок.

Опыт №4. Опустите кусочек льда в воду и снега. Лед плавает. Палочкой опустите лед на дно стакана, уберите палочку. Что вы наблюдаете. Как можно назвать это свойство льда?

Вывод: Лед легче воды - он плавает в воде.

Снег, как и лед, не тонет в воде.

Опыт №5 Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице. Какой он? (холодный).

Кладу на ладошку немного снега и все наблюдаем что происходит.

Куда же пропал снег из ладошек? (снег растаял). Почему снег растаял? (ладошки тёплые, снег холодный). Если положить лед, что с ним произойдет?

Вывод: в тепле снег и лед тает.

Снег растаял, превратился в воду. Наши ручки стали мокрыми.

Вывод: снег – это вода, лед-это вода

Физминутка «Лепим – лепим ком большой»

А теперь погреем ручки.

Игра "Что лишнее?"

1. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор:

Дождь, роса, лед, ливень

2. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор:

Лед, дождь снег, иней.

Игра «Хлопни»

Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к снегу или льду, вы хлопните в ладоши.

Дерево, снег, дождь, камень, сугроб, машина, снеговик, град, песок, море, сосулька, водопад, ветер, снежинка, мяч, бумага, лед, иней, одеяло, метель, снегопад. Молодцы, справились с заданием.

ОБЖ

Снегопад опасности, связанные со скользким льдом, подстерегают людей на улице. Сейчас ребята о них расскажут?

Дети читают стихи

Гололёд, гололёд…

Лед у дома, у ворот.

Я люблю скользить по льду,

Хоть куда по льду пойду.

Но едва лишь сделал шаг,

На дорожку тут же - шмяк!

Как же в школу мне дойти?

Не ползком туда ж ползти?

Гололёд, гололёд…

По чуть- чуть скольжу вперед.

(Мельничук. И.)

***

Опасное явление – гололед:

Ступаем мы по льду, как по канату…

И это происходит каждый год-

За жизнь мы дорогую платим плату.

Да, ребята гололёд опасен, можно получить травмы, нужно быть крайне осторожным. Я вам покажу, как можно обувь свою сделать не скользкой.

Нам понадобится лейкопластырь.

Салфеткой вытираю тарелку и прикрепляю к ним кусочки лейкопластыря.

Положите на лейкопластырь лед. Сможет ли он так же скользить, как раньше?

Теперь вы можете научить своих мам, бабушек, дедушек, какие меры надо предпринять, чтобы не поскользнуться и не упасть.

-Вы знаете, ребята, а ведь ледяные опасности подстерегают нас не только внизу, но и сверху. Кто догадался, о чем я говорю? Ответы детей.

Дети читают стихи

Это чудо хрусткое.

Это чудо хрусткое

Грызли мы без меры.

Стала Танька грустная

И «свалилась» первой!

А за ней – «свалилась» я,

Вся температурная!

И теперь у нас режим-

Мы с ангиною лежим-

Кашляем с натугою

С моей подругою.

(Наталья Капустюк)

Сосульки

Как морковки ледяные,

Сосульки длинные висят,

- Пососи холодный хвостик!-

Они, словно, говорят.

Но, сосулька- не сосалка!

Не конфета, просто лёд!

Пососёшь и заболеешь,

Это каждый пусть поймет!

(Владимир Кокарев)

Я вам предлагаю посмотреть картинку «Безопасность зимой».

-Лед под ногами – это опасно, лед над головой – это угроза, да и снег тоже опасен иногда. Ребята, неужели снег и лед приносит людям только зло?

Давайте вспомним, в каких ситуациях ребята, да и взрослые очень радуются ровному, скользкому льду. Ответы детей (катание на коньках).

-Действительно, лед может принести людям и пользу, и радость, надо просто правильно им пользоваться.

-А как вы думаете, есть ли польза от снега?

Давайте посмотрим, что спрятал снег под своим пушистым одеялом? Возвращаются к подносу со снегом, приподнимают снег и обнаруживают под ним траву.

-Под снегом скрываются маленькие ростки травы. Снег не дает им замерзнуть в сильные морозы. В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик.

-А вы знаете, что некоторые виды спорта напрямую зависят от качества снега и льда?

Игра «Определи вид спорта»

Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: каждая парта получит карточки с изображением разных видов спорта.

Определите, для каких видов спорта просто необходим снег или лед, а для каких они вовсе не нужны.

Итог. - Давайте еще раз сравним эти явления и расскажем о них:

Снег мягкий, а лед (твёрдый)

Снег пушистый, а лёд (гладкий)

Снег белый, а лёд (прозрачный)

Снег тает быстрее, а лёд тает (медленнее)

Итак, мы с вами исследовали свойства снега и льда.

–А что общего между снегом и льдом? Ответы детей

Снег и лед образуются при замерзании воды.

Понравилось вам быть учеными.

Рефлексия

-У меня в корзинке льдинки и снежинки. Я предлагаю вам выбрать что-то одно: если в ваших исследованиях не возникло никаких трудностей, если вам были понятны и интересны вопросы и задания, выберете веселую снежинку. А если что-то не понравилось, было трудно или неинтересно, выберете грустную льдинку.

Выбранные рисунки прикрепляются на доску магнитами. Звучит музыка Чайковского «Времена года. Декабрь»

Занятие закончилось. Всем спасибо.

Публикации по теме:

Оформление участка зимой «Снежная сказка»Оформление участка зимой «Снежная сказка» Здравствуйте уважаемые коллеги! Не для кого не секрет, что каждому из нас регулярно приходится оформлять прогулочные участки в соответствии.

Конспект интегрированного занятия «Как живут звери зимой, или Почему медведь зимой спит» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия "Как живут звери зимой или почему медведь зимой спит?" (подготовительная группа) Цель. Познакомить детей.

Конспект музыкальной гостиной «Погода зимой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музыкальной гостиной «Погода зимой» для детей старшего дошкольного возраста Цель – обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе. Задачи – показать детям, как с помощью разнообразных средств выразительности.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Как на горке — снег, снег, и под горкой-снег, снег»Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Как на горке — снег, снег, и под горкой-снег, снег» Плужникова Ирена Антановна Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Как на горке – снег, снег, и под горкой- снег, снег» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Снег и лёд — какие они? Снежная погода зимой»
Опубликовано: 12 мая 2025 в 21:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Снег и лёд — какие они? Снежная погода зимой»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Севрюкова (УИ 861326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 июня 2025 воскресенье
16 июня 2025 понедельник
День рождения «Артека» (1925г.)
Международный детский центр «Артек» отмечает 100-летие (2025г).



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных