Наташа Лобанова
Занятие на тему: «Дидактические игры, развивающие связную речь и грамматический строй речи детей на тему» Весна «»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ВЕСНА ПРИШЛА…»
Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками
Формировать у детей представление о характерных признаках весны
Задачи:
Познание:
Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;
Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе;
Развивать любознательность, память, устойчивое внимание.
Коммуникация:
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Обогащать словарный запас воспитанников;
Публикация «Занятие на тему: „Дидактические игры, развивающие связную речь и грамматический строй речи детей на тему“ Весна „“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Формировать умение отгадывать загадки.
упражнять в образовании сложных прилагательных
упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
упражнять в употреблении предложного падежа существительного
Художественное творчество:
Развивать фантазию;
Развивать мелкую моторику.
Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий, прослушивание песен, наблюдение за природными явлениями, прослушивание стихов, дидактические игры.
Направление: познавательно – творческое.
Образовательная область: познание.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма организации детей : групповая.
Интеграция областей: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.
Оборудование: тематические картинки с признаками весны, карточки с изображением птиц, картинки с изображением цветов первоцветов, мяч,
Воспитатель: Ребята, нашу гостью вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня …весна
Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).
А хотите ли вы оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и приметы весны.
Дети рассматривают картинки с весенними приметами, воспитатель вывешивает их на доске.
Беседа о весне.
Какие приметы весны изображены на картинах? (Тает снег, солнце светит ярче, появляются сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, у животных появляются детеныши, распускаются первые цветы). Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки.
Сейчас мы поиграем в игру, я буду начинать предложение, а вы должны его закончить, подбирая близкие слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БЛИЗКИЕ СЛОВА» Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Весной дни бывают солнечные… яркие, теплые, радостные
Весной часто погода бывает теплой… солнечной, дождливой
Весной у людей настроение веселое… радостное
Весенние дожди теплые… редкие, грибные, грозовые…
Весеннее небо покрывают облака белые… легкие, воздушные, плывущие
Весной день становится длиннее, а ночь…короче
- ребята, назовите весенние месяцы.
Март, апрель, май – их не забывай!
В народе месяц март называют протальник. А знаете, почему его так называют? (Ответы детей). Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. На проталинах из-под снега появляются первые цветы. Как называется первый весенний цветок? (Ответы детей). Почему он так называется? (Ответы детей). А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- А у нас «лесное» письмо. В конверте картинки с изображены различные части животных. Вы должны определить, кому это принадлежит
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?»
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё, ребёнок отвечает.
Хвост (чей) — лисий, заячий, волчий
Голова (чья) — беличья
Ухо (чьё) - беличье, медвежье,
следы (чья) – заячьи, вороньи
Вот и наши обитатели леса, а знаете ли они живут?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Лиса живёт в норе. Медведь зимует в…, у волка…логово, белка живёт в … дупле, ёжик живёт в … норе, пчела живет в… улье, ворона живет… в гнезде
Каждое животное ил птица имеет свои особенности, которые отличают их от других
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (красногрудый).
У дятла красная голова, поэтому его называют (красноголовый).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (чернокрылая).
У дятла острый клюв, поэтому его называют … (остроклювый).
А сейчас мы с вами поиграем в игру. Посмотрите внимательно на картинки, запомните, как они расположены. Потом, вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Воспитатель располагает 8 картинок с изображениями животных и птиц, затем одну убирает. Дети должны определить, какой картинки нет, и назвать место где она находилась ( например: ребенок говорит : нет медведя, который находился между зайцем и лисой и. т. д.)
А теперь у нас веселый счет
ФИЗМИНУТКА «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»
Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет числительное один с названием любого животного (птицы) – получая мяч, ребенок соотносит это название с числительным два.
Например: Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит «один волк» - ребенок, бросая мяч воспитателю, отвечает «два волка»
С приходом весны преображается все вокруг, весна украшают землю цветами, первой нежной, зелёной травой.
Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).
Здесь у нас первоцветы, мы их разложим в две корзинки: в первую мы положим цветы про каждый из которых можно сказать «он мой», в другую – положить картинки с цветами, про каждый из которых можно сказать «она моя».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с картинками цветов
Ход игры:
Подснежник, фиалка, ландыш, лютик, незабудка, мать-и-мачеха, тюльпан. одуванчик
Мы подошли с вами в волшебный лес, а здесь волшебное дерево, давайте про него расскажем, я начну рассказ, а вы продолжите
ДИДАКТИЧЕКАЯ ИГРА «ИЗМЕНИ СЛОВО»
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «дерево» в контексте предложения.
В лесу большое …. А в городе нет такого большого …. Я подошла к …. Я мечтаю о большом …. У меня растут цветы под большим ….
Наше дерево волшебное. На нем будут располагаться листья, плоды различных деревьев.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Воспитатель показывает лист березы (ребенок называет «березовый лист»); Лист ясеня, липы, клена, дуба; шишка с ели, сосны; семена клена; сережка березы, ольхи
Ребята, вы много знаете о весенних приметах, рассказали, как весна идет, как цветы растут, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали, а сейчас давайте вместе, под нашим большим деревом изобразим «Поляну одуванчиков».
КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ «ОДУВАНЧИКИ»