Гужова Александра Владимеровна
Конспект занятия по математике во старшей группе «Отвечаем на вопросы Незнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по математике во старшей группе.
«Отвечаем на вопросы Незнайки»
Тема: «Отвечаем на вопросы Незнайки»
Задачи: продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10; познакомить с цифрой 6; продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу; закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед, сзади (за, между, рядом; упражнять в последовательном назывании дней недели.
Публикация «Конспект занятия по математике во старшей группе „Отвечаем на вопросы Незнайки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал : фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шарфики» - полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей, 6 кругов разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 6.
Раздаточный материал : двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка, «шарфики» - полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика» - полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка, карточки с цифрами от 1 до 6, листы бумаги, дорожки.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, на новогодних каникулах почтальон принес мне письмо. На конверте написано, что это письмо отправил Незнайка для детей старшей группы детского сада № 8 «Ручеек». Это письмо было предназначено для Вас, поэтому я не стала одна его читать. Вы хотите узнать, что же нам пишет в письме Незнайка? Давайте прочитаем его.
(Воспитатель читает письмо)
-Дорогие ребята, я ищу собаку Джессику. Вы не могли бы мне помочь ее найти? Я получил по математике двойку. Джессика очень умная собака, поэтому обиделась на меня и убежала. Вернется она тогда, когда я исправлю двойку. Помогите, пожалуйста. Мне сказали, что в вашей группе все дети очень хорошо знают математику и дружат с ней. Все задания лежат в конверте. Очень надеюсь на Вашу помощь. С уважением, Незнайка.
Воспитатель: Ребята, что приключилось с Незнайкой? Вы готовы помочь ему?
Только решать за него мы не будем. Так он ничему не научится. Мы с вами объясним и покажем Незнайке, как делать. Я составила похожие задания. Наше занятие мы снимем на видео и отправим Незнайке. Посмотрев его, он сможет сам выполнить свои задания и исправить двойку.
-Вы готовы приступить к работе?
(Обращаю внимание на правильную посадку)
Основная часть
Первая карточка. Первое задание называется «Удивительные снежинки». Послушайте внимательно задание. Карандаш нарисовал десять снежинок, а Незнайка — девять снежинок. Нужно сделать так, чтобы у Карандаша и Незнайки было поровну снежинок».
Воспитатель предлагает детям выложить на верхней полоске двухполосной счетной карточки 10 снежинок, а на нижней —9 снежинок. Затем спрашивает: «Какими числами можно обозначить количество снежинок? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше девяти? На сколько число девять меньше десяти?»
Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке уравнять количество снежинок. Дети обсуждают варианты выполнения задания, выполняют уравнивание любым способом и поясняют свои действия, например: «Я добавил к девяти снежинкам еще одну и их стало по десять, поровну».
• Молодцы, ребята, справились с первым заданием!
• Вы готовы помочь выполнить Незнайке второе задание?
Вторая карточка. Игровое упражнение «Подбираем краски для Карандаша».
Карандаш собрался рисовать картину, используя только 5 красок (кругов). Одному ему сложно справится с этим заданием и просит Вас помочь ему.
Вызванный ребенок отсчитывает на доске 5 кругов разного цвета. Дети проверяют количество и цвет красок. Затем обозначают количество красок соответствующей цифрой на доске.
Воспитатель просит подобрать еще одну краску. Вызванный ребенок выполняет задание, другие дети проверяют, сколько всего стало красок.
Воспитатель уточняет: «Какое число получилось? Какой цифрой можно обозначить число шесть?».
Педагог выслушивает ответы детей и показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя, обводят рукой и предполагают, на что она похожа.
-Третья карточка. Игра «Разноцветные дорожки»
В волшебной стране Феопия ходит легенда – однажды юные математики нарисуют на листе бумаги 6 разноцветных дорожек и произойдет чудо. Давайте проверим правда это или нет, сыграв в игру «Разноцветные дорожки». Нужно нарисовать на листе бумаги 6 разноцветных дорожек. Выигрывают в игре те ребята, у которых получится нарисовать 6 разноцветных дорожек.
-Воспитатель уточняет у детей: «Сколько дорожек вы нарисовали? Какой цифрой можно обозначить число шесть? Найдите и покажите цифру 6».
• У нас получилось нарисовать разноцветные дорожки. Для того чтобы произошло чудо, нужно опустить их в волшебную коробочку, закрыть глаза и сказать волшебные слова «Лип, лам, лам, пам, пам» (3 раза).
• Открывайте глаза. Ребята, посмотрите, что находится в волшебной коробке. Верно, нам удалось обменять наши рисунки на настоящие дорожки, с которыми вы сможете играть в свободное время. Произошло, действительно, чудо!
-Воспитатель подводит итоги игры.
- Четвертая карточка. Игра «Поиски шарфика»
На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 штуки) одинаковой ширины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.
-Ребята, к нам в гости приходил сильный ветер, он открыл окна и разбросал шарфики (полоски) по всей группе. Давайте найдем их, сыграв в игру «Поиски шарфика». Каждый из вас получил «шарфик» (полоску). Ваша задача – найти «шарфики» (полоски) такой же ширины среди шарфиков, находивших в группе, и проверить правильность выбора путем непосредственного их сравнения. Выигрывают в игре те ребята, которые смогут найти пару своему шарфику.
-Воспитатель подводит итоги игры.
-Пятая карточка. Подвижная математическая игра «Дни недели, стройтесь»
Игра проводится 3-4 раза со сменой карточек
Воспитатель загадывает загадки о днях недели и предлагает детям найти карточки с таким количеством кругов, которое показывает последовательность дней недели:
Первый день большой недели, Трудовой день, не бездельник, Как зовется. (понедельник).
Прокричал усатый дворник:
«День второй в неделе (вторник)». Третий день не ерунда,
Как зовется он. (среда).
День четвертый лень отверг, как зовется он. (четверг).
Пятый день —опрятница, как зовется. (пятница).
День шестой — конец работы, как зовется он. (суббота).
А седьмой день — всем веселье, как зовется. (воскресенье).
По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются соответствующие карточки с кругами. Дети повторяют названия дней недели.
Группа делится на подгруппы по семь человек. Каждая подгруппа берет карточки с кругами определенного цвета.
Дети под музыку двигаются по кругу, по ее окончании каждая подгруппа составляет свою неделю, начиная с понедельника и заканчивая воскресеньем. Затем путем переклички проверяется правильность выполнения задания. Воспитатель подводит итоги игры.
-Шестая карточка. Игра «Поможем Незнайке найти вещи»
Незнайка собрался в гости к Каркарычу и растерял все свои вещи. Давайте поможем Незнайке найти их, сыграв в командную игру «Поможем Незнайке найти вещи». Вы, ребята, одна команда, должны в игре помогать друг другу. Представьте, что наше групповое помещение – это комната Незнайки. Его вещи спрятаны в разных местах комнаты. Ваша задача: найти каждую вещь и объяснить ее местоположение словами. Выигрываете в игре вы в том случае, если найдите все вещи Незнайки и объясните их местоположение.
Вещи Каркарыча спрятаны в разных местах комнаты: шапка около шкафа, ботинок рядом со стулом и за кроватью и т. д. Воспитатель выясняет у детей местоположение каждой вещи: «Где лежит шапка? (Шапка лежит около шкафа.) Где стоят ботинки?».
-Молодцы! Помогли Незнайке найти свои вещи, теперь он сможет пойти в гости к своему другу Каркарычу.
-А теперь послушайте, что еще написал Незнайка :
Встаньте на край ковра лицом к окну. Слева от первого окна стоит стеллаж. На четв ртой полке сверху и найдете от меня сюрприз.
(находим книгу Носова «Приключения Незнайки»)
После занятия мы с вами вместе е посмотрим и почитаем.
Рефлексия.
• Ребята, какие мы с вами молодцы. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали? В чем вы сегодня затруднялись? А что наоборот было легким?
Ответы детей.
• Но, не смотря на все трудности, вы сегодня со всеми заданиями справились. Вы сегодня очень старались. Все молодцы. А видеозапись нашего занятия мы отправим Незнайке. Теперь он сможет исправить двойку, выполнив правильно все задания. И его собака Джессика обязательно вернется.