Наталья Алексеева
Занятие по основам пожарной безопасности «Осторожно, огонь!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по основам пожарной безопасности на тему : «Осторожно, огонь!» (для детей старшего дошкольного возраста).
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», "Речевое развитие".
Цель: закреплять представление дошкольников об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
Публикация «Занятие по основам пожарной безопасности „Осторожно, огонь!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Задачи:
- выявить знания дошкольников о причинах пожаров и правилах поведения при их возникновении;
- формировать умение дошкольников быстро оценивать, предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, принимать оптимальное решение для их преодоления;
- воспитывать чувство ответственности, чувство самосохранения.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о причинах пожара;
- рассматривание сюжетных картинок на тему: «Причины пожара»;
- рассматривание картинок о профессии пожарного;
- чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», К. Чуковский «Путаница», А. Н. Толстой «Пожарные собаки»; Г. Лебедева «Пожарная машина»; Б. Житков «Пожар»;
- отгадывание загадок про огонь, дым, пожар; «огненные» пословицы и поговорки;
- рисование на тему:«Я и огонь», аппликация «Пожар», пластилинография «Костер»;
- театрализованная игра «Спички не тронь, в спичках огонь!»;
- дидактическая игра «Огнеопасные предметы», «Что пригодится при пожаре?»;
- сюжетно-ролевая игра «Мы – пожарные!»;
- информационный стенд для родителей «Осторожно, огонь!»;
- консультация для родителей «Что должны знать дети старшего дошкольного возраста о правилах пожарной безопасности».
Оборудование
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Пособия:
- презентация «Пожарная безопасность».
План:
1. Вводная часть
Организационный момент
2. Основная часть
2.1. Огонь - давний друг человека
2.2. Огонь - символ
2.3. Опасный огонь
2.4. Причины возникновения пожаров
2.5. Чем опасен пожар?
2.6. Физкультминутка: игра «Огонь – вода»
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.
***
На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода, у другой – мальчики (Огонь, ведущий между ними).
По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду противника.
2.7. Правила поведения при пожаре
2.8. Закрепление темы
3. Итог
Ход НОД:
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент
(Приложение 1, слайд 2)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Все ест - не наедается.
А как попьет – сразу умрет. (Огонь)
2. Основная часть
2.1. Огонь – давний друг человека
(Приложение 1, Слайд 3)
Восп. : Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и детских садах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве.
Игра ТРИЗ «Огонь – хорошо или плохо?»
-Ребята, а скажите мне, пожалуйста, когда огонь бывает полезен для человека? (ответы детей).
Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа самолетов космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
-А когда он становится опасным для нас? (ответы детей).
Дети выходят и читают стихи:
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня!
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг!
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему – почет!
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!
Огонь - надежда в холода!
Как верный друг
Спешит на помощь:
И не замерзнешь никогда!
2.2. Огонь–символ
(Приложение 1, слайд4)
Восп. : Назовите примеры, когда огонь является символом.
-С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.
-Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.
2.3. Опасный огонь
(Приложение 1, слайд 5)
Восп. : Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего все на своем пути.
-Кто знает, как это происходит?
Сила огня большая – пребольшая. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. В наше время все больше горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. И самое главное – что во время пожара гибнет очень много людей среди них и дети.
2.4. Причины возникновения пожаров
(Приложение 1, слайды 6, 7, 8, 9, 10)
• Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;
• Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
• Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
• Утечка бытового газа;
• Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)
Восп. : Ребята послушайте стихотворение:
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
Печку, Леночка, не тронь.
Жжется, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему возник пожар?
Дети: Пожар возник, потому что Лена не послушалась маму. Она открыла дверцу печки, уголек упал на пол и начался пожар. Лена нарушила правила пожарной безопасности.
Воспитатель: Правильно. Печь является одной из самых распространенных причин пожаров и несчастных случаев.
Восп. : Молодцы, ребята, а сейчас давайте поиграем в известную нам игру «Огонь – вода».
Игра «Огонь – вода»(Слайд 11)
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы.
Правила игры: на расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода, у другой – мальчики (Огонь, ведущий между ними.
По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду противника.
Восп. : Ребята, отгадайте загадки:
(Приложение 1, слайд 12)
Ох, опасные сестрички эти маленькие (спички)
А теперь я хочу предложить вам игру «А ну-ка, отгадай» :
1. Упал на пол уголек-
Деревянный пол зажег
Не смотри, не жди, не стой
А залей его (водой)
2. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный)
3. Висит - молчит,
а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель).
4. Раскалился если вдруг
Электрический утюг
Что должны вы сделать детки?
Вынуть вилку из. (розетки)
5. Шипит и злится, воды боится.
С языком – а не лает, без зубов, а кусает! (огонь)
6. Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый? (пожар)
7. Я тушить пожар помог,
Заработал там. (ожог!
Но горда моя семья -
Спас кота соседа я!
2.5. Чем опасен пожар?
(Приложение 1, Слайды 12, 13, 14, 15)
- Что можно назвать одним из самых страшных и опасных бедствий?
- Чем опасен пожар?
- Отчего может возникнуть пожар?
Давайте определим правила пожарной безопасности :
1. Уходя из леса не оставляй не затушенный костер. (слайд13)
2. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. (слайд14)
3. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. (слайд 15)
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только с взрослыми) .(Слайд 16)
2.6. Игра «Топаем, хлопаем» (если можно сказанное действие выполнять – хлопают, нельзя выполнять – топают).
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом,
Там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)
Таня с Ниною играют,
На печи газ зажигают. (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит. (хлопают)
2.7. Правила поведения при пожаре
(Приложение 1, Слайды 17)
А если пожар всё-таки возник?
Вот какие существуют правила поведения при пожаре.
• Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды. НО ПОМНИ: НЕЛЬЗЯ тушить водой приборы, находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин и масло.
• Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану, но если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
• При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей, при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. По возможности дыши через мокрую ткань.
• При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.
• телефону «01» или попроси об этом соседей.
Знает каждый гражданин этот номер «01».
Если к вам придёт беда - позвони скорей туда.
А если нет телефона - позови людей с балкона.
2.8. Закрепление темы
(Приложение 1, слайд 18)
1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
2 Что делать, если начался пожар?
3. Итог
(Приложение 1, Слайд 19, 20)
Воспитатель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
Давайте сейчас подведё м итоги и составим устную памятку: (ответы детей)
1. Не играть со спичками и зажигалками.
2. Не оставлять костер непотушенным.
3. Не включать электроприборы в отсутствии взрослых.
4. Не оставлять без присмотра включенные электроприборы, топящуюся печь.