Анна Кузьмина
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников «Медведь и его жилище»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь детям осознать, почему медведь из-за сезонных изменений вынужден впадать в спячку.
Задачи: формирование ответственного отношения к природе, расширять представление детей о медведе и его жилье, развитие памяти, умение делать выводы, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать любознательность.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников „Медведь и его жилище“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Материалы: Интерактивная доска, печатные материалы – разрезные картинки «Следы», медведь плюшевый, макет берлоги, природный материал (ветки, сухая трава, мох, листья, материалы и приспособления для лепки (пластилин, стеки, дощечки).
Ход занятия:
Вносится письмо на кленовом листке «До свидания! Не увидимся до весны.»
- Ребята, помните необычное письмо, которое пришло к нам недавно! Кто же мог оставить нам это послание? (слушаем ответы детей. На экран выводим картинки: птицы, насекомые, змеи, лягушки, животные, спадающие в спячку.)
- Но не могли же все сразу написать нам это письмо! Нам нужны еще подсказки. Давайте рассмотрим письмо повнимательней. (Дети переворачивают письмо и находят след.)
- Кому же может принадлежать этот след? Каких животных зимой не встретить? (тех, что впадают в спячку) Кто из животных впадает в спячку? (На экран выводятся изображение животных)
- Так кому же принадлежит след на письме? Как нам узнать? (слушаем ответы детей)
Давайте вместе попробуем определить, кому какие следы принадлежат. (Предлагается детям разбиться на команды и найти пары след-животное – печатный материал.)
- Так кому же принадлежит след на письме?
На колоде у болота
Шил медведь медвежьи боты.
Любовался ботами –
Хорошо сработаны!
Мехом оторочены,
Пятки скособочены.
Ходят медвежатки,
Косо ставят пятки.
- Так это оказывается наш медведь оставил нам это послание? Это он прощается с нами!
Возможные вопросы для детей: Почему до весны медведя в лесу не встретить? Почему медведю надо спать ложиться? А почему некоторые животные отправляются в спячку?
Слушаем ответы детей, подитоживаем – «Зимой в лесу нечего медведю есть. Чтобы пережить голодное время отправляется медведь спать.»
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Давайте поможем нашему медведю в спячку отправиться.
Что мы будем делать? Как медведю помочь? Что нужно сделать, прежде чем надолго спать отправиться? А как медведь ко сну готовится? (Подводим детей к тому, что перед спячкой нужно «Нагулять жирок», откормиться) А как вы думаете, что едят медведи? Хотите посмотреть?
Фоторяд на экране, сопровождаемый рассказом:
Хорошо живется медведю щедрой летней порой. В сосняке мишка собирает грибы, на болотных кочках чернику, бруснику, а в душистом малиннике лакомится спелой малиной.
Ловит он и неопытных и молодых птенчиков, лягушат, ну а если найдет муравейник, то разворотит его, раскопает, всунет туда свой длинный язык, который тотчас облепят муравьи. А мишка – хоп-хоп и проглотит всех разом!
В конце лета и начале осени у медведя главное дело – есть и жирок нагуливать.
Любит лакомиться мишка сладким и душистым медком. Найдет в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит туда мохнатую лапищу, вытащит соты и съест.
А как же пчелы реагируют на то, что мишка отбирает у них мед?
Д: Ответы детей.
Пчелы такие кусачие! Но их укусы медведю нипочем – толстая шуба его защищает. Скоро пройдет чудесная летняя пора, настанет мокрая, дождливая осень, а там и зима не за горами. Вот медведь и готовится, чтобы залечь на всю зиму. Еды такому огромному зверю нужно много! То заберется мишка в спелый овес и обсасывает, объедает сочные сладкие метелки, то отправится к реке рыбу ловить.
Как медведи ловят рыбу? (Предлагаем детям представить, как медведь может рыбу ловить и поиграть в рыбную ловлю. Детям предлагается самим придумать правила игры и выбрать водящего.)
ИГРА «Рыбалка» (дети самостоятельно придумывают правила игры и выбирают ведущего)
Как вы думаете, угадали мы с вами или нет? Давайте посмотрим:
(внимание на экран) Медведи заядлые рыболовы. Могут часами на камне сидеть с поднятой лапой на берегу лесной реки или ручья. Как только заметит мишка рыбку, так могучим ударом сильной лапы ловко и метко бьет ее. Потом вытаскивает на берег и знай себе пирует.
Когда созреет в лесу калина, краснеют гроздья рябины – медведь тут как тут!
Наклонит калиновую ветку и жадно объедает ягоды. А то встанет на задние лапы и дотянется до сочных кистей рябины. Ест торопливо, чмокает, сопит, ветки ломает.
Если медведь живет в глухой тайге, любимая его еда – кедровые орехи. Они и питательные, и вкусные, и жирные.
Мишка залезает на дерево и обрывает орехи. В урожайные годы долгая зима ему не страшна! Наестся орехов до отвала!
Давайте нашего медведя к спячке приготовим. Какие будут предложения? Что можно сделать? Как мы будем это делать?
Продуктивная деятельность: лепка угощения для медведя на выбор детей.
Оцениваем результат. Отдаем медведю угощения.
Медведя мы накормили, что же дальше делать будем? Спать мишка хочет. Где медведи спят всю зиму?
(Текст в помощь) Но вот погода изменилась. По утрам поднимаются над лугами и полями влажные и слоистые туманы, иней похрустывает на поникших, побледневших травах, лужи ледком затягивает ночной мороз. А в воздухе летят, кружатся золотые, багряные, лилово-алые листья. Значит, пришла пора медведю подыскивать удобное место для берлоги – жилища на долгую зиму.
- Если бы вы были медведем, какое место для берлоги вы бы себе выбрали?
(ответы детей)
Чаще всего медведь устраивает берлогу на склоне холма, берегу реки и ручья. Бурый медведь ищет место не торопясь, придирчиво осматривает глубокие ямы, вывороченные деревья – сосны, ел, иногда на куче хвороста или у старой поленницы обустраивает себе жилище. Реже для своего дома медведь выбирает пещеру или неглубокую яму. Белогрудые же медведи для берлог используют дупла старых тополей и лип. Медведицы, у которых в начале зимы появляются медвежата, устраиваются в более глухих и теплых берлогах, так как детеныши нуждаются в хорошем и надежном укрытии. В малоснежных районах с суровыми зимами медведям приходится рыть глубокие земляные норы — грунтовые берлоги. В берлоге проведет он всю долгую зиму, с ураганами, метелями, снегопадами. Поэтому и подготовить берлогу косолапый старается получше: охапками приносит сухие листья, устилает жилище сосновыми и еловыми ветками, корой молодых елочек. Еще мишка старательно утепляет свою берлогу хвоей, мхом, сухими листочками. Удобное и теплое получится у него для спячки местечко! Обычно медведь спит на боку, свернувшись клубком, иногда на спине, реже сидит, опустив голову между лап. Зимой снег постепенно засыпает место лежки медведя, и образуется снежная пещера с небольшим отверстием, протаявшим от дыхания зверя. Берлогу медведь строит не на один раз. Одной и той же берлогой может пользоваться даже несколько поколений медведей.
Вот и наш медведь себе местечко для сна приготовил (вносится макет берлоги). Давайте посмотрим внимательно, чего медведю не хватает для комфортного сна? (предлагаем детям предметы для усовершенствования жилища, делаем подстилку, маскируем вход ветками)
Поздней осенью, когда земля промерзнет, а на ветру зазвенят голые ветки берез, полетят с небес ледяные звездочки – снежинки, медведь уляжется в свою теплую мягкую постель.
- Давайте поможем медведю в берлогу забраться. Как медведя в берлогу положим? (объясняем, что медведь ложится мордой к выходу; Почему)
Снежное одеяло прикроет берлогу сверху. В жилище станет тихо, тепло, и медведь сладко заснет до звонких весенних ручейков и теплого солнышка.
- Вот вам снежок (даем детям искусственный снег, укроем берлогу снегом, чтобы тепло было нашему медведю, чтобы спал всю зиму и никто его не тревожил.
Метели медведя убаюкивают, навевают ему сладкие сны. Чем сильнее трещат морозы, тем глубже спит косолапый. Пришло время и нам сказать медведю: «До свидания! Встретимся весной!».
Рефлексия:
Мы сейчас с вами помогали медведю в спячку отправиться. Вам понравилось медведю помогать? А что больше всего понравилось?