Занятие по ознакомлению с природой «Степь»

Татьяна Гудкова
Занятие по ознакомлению с природой «Степь»

Программное содержание

1. Сформировать у детей представление о природной зоне степей.

2. Познакомить дошкольников с многообразными представителями растительного и животного мира степной полосы; рассмотреть связь растительного и животного мира степей.

3. Развивать у детей внимание, память, речь, умение обобщать, классифици-ровать, делать выводы.

4. Формировать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы.

Предварительная работа: разучивание стихов, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр книг, альбомов, фотографий.

Материалы и оборудование: карта полушарий, иллюстрации с изображением степи, растений и животных зоны степей, проектор, слайды

Ход занятия

Звучит музыка - национальные мотивы.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие по Казахстану. Узнаем много интересного и полезного. Посмотрите на карту. Это территория Казахстана.

Широко раскинулись земли Казахстана. Здесь можно увидеть высочайшие снежные горы и плоские равнины, луга и пустыни, стремительные реки и моря. Однако большую часть территории Казахстана занимают степи. Раньше Казахстан называли Степным краем.

- Каким цветом на карте обозначена зона степей? (Зона степей обозначена жёлтым цветом).

Воспитатель просит детей отгадать загадку:

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это … (Степь)

- Посмотрите на картинку и скажите, что же такое степь? (Ответы детей).

Воспитатель: Степи расположены южнее зоны лесов.

- Как вы думаете, чем степь отличается от леса?

Воспитатель: Степи - это большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях жаркое и сухое, а зима холодная и продолжительная. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно. Летом часто дуют суховеи. Суховей – это сухой, горячий ветер. Степи Казахстана неодинаковы. Северные степи распаханы, но местами там встречаются рощицы осины и березы. Деревья в степи имеются только по берегам рек и озёр. Кустарники, обычно низкорослые. На юго-востоке Казахстана есть даже «кустарниковая степь», где встречаются обширные заросли шиповника, караганы и таволги.

- Растут ли в степях деревья? Какие, много ли их?

- Если нет деревьев, значит, нет тени, поэтому растут только светолюбивые растения. Какие?

Воспитатель: В степи растут разнообразные травянистые растения: ковыль, типчак, житняк, полынь, тимофеевка, шалфей. Встречаются лекарственные растения, например бессмертник, зверобой, валериана.

Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги. В период с апреля по май степь становится подобна яркому цветущему ковру. В это время зелёная степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов. Но вскоре их надземные части отмирают, в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ. Другие растения – ковыль и типчак иначе приспособлены к степным условиям и переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги. Самая драгоценная жемчужина в море цветов - тюльпан Шренка, который в Казахстане занесен в Красную книгу как охраняемое растение. Облик степи меняется в течение всего лета. Яркой и многокрасочной степь бывает только в недолгий период весны. В июле трава уже выгорает и желтеет.

- В степи растут в основном травы – какие?

- Как вы думаете, что помогает растениям приспособиться к жизни в степи?

Воспитатель: Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по-разному. Одни имеют длинные переплетающиеся корни, другие луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты восковым налётом или опушены волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу. Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

Воспитатель: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров.

- Как думаете, какие животные должны населять местность, покрытую травой? (Травоядные).

- Какие виды животных питаются растениями? (Насекомые).

Воспитатель: Если много цветов, значит, много насекомых, которые их опыляют, например кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, пчёлы, богомолы. Особенно много в степи кобылок и кузнечиков, отовсюду доносится их громкое стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых.

- Как вы думаете, кто ещё может жить в степи, если есть обилие насекомых и растений? (Птицы).

Воспитатель: Из птиц в степях водятся стрепеты, чёрный жаворонок и большое количество скворцов. Из хищных птиц встречаются степной орёл, степной лунь, коршун. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. В степях много озёр, обычно они неглубокие, с ровными и плоскими берегами. Берега многих озёр покрыты зарослями камыша и мелкого кустарника. Там в изобилии водятся водоплавающие и болотные птицы. Это гуси, утки, журавли, чайки, кулики, камышёвки, белые цапли. В отдалённых от поселений местах сохранилась большая степная птица дрофа.

Дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Она около метра высотой. Летает она довольно хорошо, но ещё лучше бегает на длинных, сильных ногах. Питается дрофа семенами растений и насекомыми. Эта редкая птица, которая охраняется законом. Она занесена в Красную Книгу.

- Отгадайте загадку:

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (Хомяк)

- Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей).

- Щёки у хомяка – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щёки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное. Случается, попадётся хомяку крупная добыча, птичье яйцо, например. В лапах его не унесёшь, за щеку не засунешь. В таких случаях хомяк толкает его лбом и катит в нору.

Иной раз насобирает хомяк разной еды. Тогда разложит ее в разные щёки: за одной щекой зёрна, а за другой кузнечики и прочее «мясо» насекомых.

Много корма запасает хомяк на зиму и переносит всё в кладовку в защёчных мешочках, а зимой, проснувшись, лакомится своими запасами. Активен он вечером и ночью, а днём спит.

- Какого цвета шерсть у хомяка?

- Как вы думаете, почему шерсть пёстрая, рыжевато-коричневого цвета? Есть от этого польза?

Хомяки относятся к большому семейству грызунов.

- Как вы думаете, каких животных называют грызунами?

Самые распространенные животные степи – грызуны: сурки, суслики, хомяки, тушканчики, полевые мыши, степные пеструшки. Эти маленькие зверьки наносят большой вред человеку, потому что грызут посевы пшеницы, ржи и других культурных растений. В степи много грызунов, так как для них много пищи.

- А как животные приспособились к жаркому климату степи? Где они прячутся от жары? (Роют норы, где прячутся в дневную жару. Они спят днём, бодрствуют вечером и ночью.)

- А как ещё животные приспособились к жизни в степи? (Они имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму.)

Воспитательстепи водится много животных, приспособившихся к жизни на открытых степных пространствах. Их окраска похожа на цвет земли, на которой они обитают. Некоторые из них быстро бегают и быстро летают, а другие уходят в спячку в зимнее время года. В местах, где обитают тушканчики, суслики, полевые мыши, можно встретить и таких хищников, как горностай, степной хорёк, барсук, ласка, лисица. Они относятся к промысловым животным с ценным мехом. В южных районах степи водится лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью. Повсеместно в степи встречается основное животное этой зоны - волк. В степи обитают сайгаки.

У сайгака большая голова с горбатым носом, небольшое туловище и тонкие ноги. Сайгаки очень быстро бегают.

- Ребята, растения и животные степи живут в трудных условиях – это жаркое лето, малое количество осадков. Иногда в течение 1,5 – 2 месяцев не бывает дождей. Поэтому все это заставило растения и животных выработать приспособления, которые помогают им выжить в таких условиях. Но многим растениям и животным степи грозит исчезновение. Почему же они оказались в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Степи почти всюду распаханы. Основное занятие населения степи – земледелие, так как в степи очень плодородные почвы. Люди выращивают культурные ценнейшие растения: пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. Чтобы защитить поля от пыльных бурь, люди сажают леса, чтобы напоить поля водой – проводят каналы. Животных вытесняют с исконных мест обитания из-за распашки и отравления земель химическими препаратами при обработке полей. Лишь кое-где сохранились участки нераспаханных степей. Эти земли называют целинными. Обычно здесь пасут скот. Умеренный выпас не вредит степи. Но иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, и такие места превращаются в пустыню, так как скот вытаптывает и выщипывает травы. Дикие животные степной зоны сильно пострадали и от неумеренной охоты. Редким стал степной сурок (байбак, уменьшилось число горностаев и степных хорей. Мало осталось и степных птиц – дроф, стрепетов, журавля-красавки. Занесены в Красную книгу такие растения, как тюльпан Шренка, ирис Людвига, пион степной.

- Как вы думаете, почему пришлось занести их в Красную книгу?

- Что нужно делать, чтобы растения и животные не попадали в Красную книгу?

Воспитатель: Очень важная задача – сберечь сохранившиеся степи с их удивительным животным и растительным миром. Для этого создают заповедники, где охраняют все растения и животных.

- Что такое заповедник? (Это охраняемые природные территории, на которых нельзя охотиться и рвать растения).

На обширной территории казахстанских степей существует всего два заповедника (Наурзумский и Кургальджинский) и два национальных парка - Кокшетау и Баян-аул.

- А теперь поиграем. Я показываю иллюстрацию, если это животное обитает в зоне степей – вы киваете головой, если нет – то называете место его обитания (аналогично с растениями).

Итог занятия.

- Наше путешествие подошло к концу. В какой природной зоне мы побывали? Что интересного вы узнали о степях? Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с природой в детском саду Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не.

Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы». Цель: развивать познавательный интерес детей старшего.

Конспект ООД по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений» (средняя группа) Конспект ООД по ознакомлению с природой Тема: Мир комнатных растений Цель: Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе» Цель: создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе. Задачи: Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в младшей группе «Мы сажаем лук» Конспект занятия по ознакомлению с природой во второй младшей группы «Мы сажаем лук» Задачи: Образовательные: 1. Расширять и углублять представление.

Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с природой «Степь»
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 16:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для...
Наверное, комнатные растения с большим правом можно называть домашними, так прочно они вошли в нашу жизнь. Нам всем так хочется создать зелёный уголок не...
Конспект урока по этике и психологии семейной жизни для 10 класса «Что такое любовь»
Конспект урока по Этике и психологии семейной жизни для 10 класса «Что такое любовь». Составила: Учитель Волжина О. В. ГБОУ №231 Адмиралтейского района г....
Фотоотчет об утренней прогулке на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством...