МААМ-картинки

Конспект знятия по познавательному развитию «Строительство саманных домов на Кубани». Старший дошкольный возраст

Татьяна Трофименко
Конспект знятия по познавательному развитию «Строительство саманных домов на Кубани». Старший дошкольный возраст

Занятие по познавательному развитию.

Старший дошкольный возраст.

Тема: «Строительство саманных домов на Кубани».

Программные задачи:

Познакомить детей с этапами постройки саманных домов.

Познакомить детей с новыми словами: глинище, саман, клальщик, крыльщик, сволок, входины.

Расширять знания детей об обрядах, связанных со строительством дома.

Публикация «Конспект знятия по познавательному развитию „Строительство саманных домов на Кубани“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Кореновска.

рассматривание изображений построек жилищ казаков.

Оборудование: плоскостной театр «Строим хату казаку».

Ход занятия.

На столе воспитателя декорации: степь, река, вдали несколько беленых хат, крытых камышом.

Издавна повелось в станице нашей – каждый молодой хозяин строил собственную хату. Только начинало пригревать весеннее солнышко, как степь становилась вся зелёная. Из- под земли появлялись верхушки лопухов, сурепки. В такие дни молодые семейные казаки, задумавшие построить собственную хату, начинали свои хлопоты. Вот и наш казак Василий вместе со своей женой Галиной решили построить свою хату (Выставляется фигурка казака и казачки).

Верхом на верном коне казак спускался вниз, к реке Бейсужок, где находил глинище (место, где много глины - основного строительного

материала, выбирал место для будущего замеса. Для замеса глины по воскресным дням приглашал помощь -родственников и соседей. Из глины, воды и соломы делали саман, заменявший кирпич, и оставляли сохнуть его на солнышке. От солнца саман становился твёрдый, как камень.

Потом казак заезжал на станичный лесосклад. Там отбирал готовую выделку для будущей стройки : окна, двери, рейки и доски для крыши

Саманные жилища возводились обычно сообща, силами родственников, соседей, друзей, которые считали своим долгом помочь хозяину в этом добром деле. «Чем больше рук, тем легче труд»,- считали казаки.

Приглашали работников, однако, с разбором. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Хорошего мастера - клальщика самана в то время трудно было найти, он был нарасхват. (Выставляют фигуру клальщика самана). Потому с ним заранее, ещё за полгода до стройки, договаривались об оплате, о сроках начала и конца работы. Ребята, а как вы думаете, что делал клальщик?

При закладке дома по старой традиции на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья – «чтобы всё водилось». (Ставиться картинка с изображением стен из самана).

Когда стены уже были возведены – неделю – другую давали им для «осадки». После этого приглашали плотника с помощниками. (Выставляют фигуру плотника).Плотник вставлял окна, подгонял их, навешивал двери,. (В картинку дома вставляются окна, двери) ставил деревянные стропила наверху – брусья для будущей крыши, набивал на них рейки, клал сволок. Сволок - это деревянные брусья, на которые настилался потолок. По казачьему обряду, сволок поднимали не голыми руками, а на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто».

Затем к работе приступал крыльщик, который крыл хату камышом. (На рисунок дома прикрепляется крыша) Камыш предварительно связывали пучками, затем прикрепляли к рейкам на крыше. На крышу хаты шёл крупный камыш – его стелили понизу. По коньку, т. е. по самой верхней части камышовой крыши делали гребень из мелкого камыша. Во время работы мастер подбивал камыш узкой доской, чтобы край крыши был ровным – как тогда говорили «под корешок».

Дальше хату мазали, штукатурили. Тряпкой – «вихрем» -«размывали» стены, нанося на них аккуратным тонким слоем глину. Потом хату белили белой глиной.

И вот наступал черёд входин, новоселья – торжественных, с обязательным приглашением священника, множеством гостей и родственников. Хозяева щедро угощали гостей, затем заводили веселые пляски, гости произносили тосты за хозяина и хозяйку, и звучало неизменное: «Пусть на века стоит хата!»

И что удивительно: простояла!

Вот такую хату вы, ребята, видели во дворе районной гимназии, куда мы ходили на экскурсию.

Вам интересен мой рассказ? На прошлом занятии мы с вами лепили из соленого теста фигурки казаков. Как вы думаете, что еще мы забыли сделать? Правильно, теперь нужно построить хату для каждой семьи. Давайте займемся этим завтра.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

«Зимние гости». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старший дошкольный возраст)«Зимние гости». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старший дошкольный возраст) Тема: «Зимние гости» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности детей «Зимние гости» Задачи: Создать.

Конспект наблюдения: «Черемуха душистая». Старший дошкольный возрастКонспект наблюдения: «Черемуха душистая». Старший дошкольный возраст Конспект наблюдения «Черемуха душистая» Возраст: старшая группа. Цель: расширить представления и знания детей о деревьях, их значении в.

Конспект НОД по ОБЖ «В городском транспорте» (средний, старший дошкольный возраст)Конспект НОД по ОБЖ «В городском транспорте» (средний, старший дошкольный возраст) Цель : сформировать представления о транспорте Уточнить знания о правилах поведения в транспорте Развивать познавательный интерес детей.

Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД. Тема: «Хлеб всему голова». По составлению технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Развивать любознательность.

Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые.

Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст) Продолжение проекта "Всегда иди дорогою добра!" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст)Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст) Цель : учить детей создавать картинку зимнего лес, создавать выразительный образ снеговика; побуждать к поиску оригинальных способов рисования.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа. Задачи: Дать представление детям о православном празднике Вербное.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект знятия по познавательному развитию «Строительство саманных домов на Кубани». Старший дошкольный возраст
Опубликовано: 5 января 2020 в 01:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД