Занятие по развитию речи и зрительному восприятию для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста «Осень»

Марина Зверева
Занятие по развитию речи и зрительному восприятию для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста «Осень»

Задачи.

1. Коррекционно-образовательные.

Учить понимать сюжет картинки, изображать его при помощи драматизации.

Учить составлять развёрнутую фразу по картинке и использовать её при рассказывании.

Учить выстраивать игровую ситуацию в соответствии с содержанием картинки (пространственные представления, последовательность событий, возможные диалоги).

Формировать и закреплять навыки аналитического чтения.

2. Коррекционно-развивающие.

Учить распределять внимание между демонстрацией действий и рассказыванием по картинке в темпе, соответствующем игре детей.

Формировать словесно-логическое мышление, посредством объяснения своего мнения при помощи речи, исправления преднамеренных ошибок педагогов, возможных ошибок детей.

3. Коррекционно-воспитательные.

Учить взаимодействовать друг с другом в процессе игры, построения диалогов при драматизации сюжета.

Воспитывать активность и инициативу, творческое отношение к деятельности.

Используемый материал.

Дидактическое пособие «Волшебные картинки» (картинка-фон формата А5 «Осень в городе», картинки с изображением людей и животных малого размера, магнитная доска и магниты к ней).

Атрибуты для проигрывания сюжета: дома, деревья из картона, шапочки для героев, машина, ящик с игрушечными инструментами, зонтик, книга, осенние листья, ёлка с игрушками.

Ход занятия.

1. Планирование работы на занятии вместе с детьми.

Картинка с изображением осеннего города расположена на мольберте. Дети стоят полукругом перед доской. Педагог озвучивает детям основную задачу занятия.

- Будем составлять, записывать рассказ, играть по картинке.

Побуждает проговорить фразу всем вместе, а затем индивидуально.

2. Работа с картинкой.

Педагог обращает внимание детей на картинку, предлагает определить,изображённое время года.

- Какое время года на картинке? Почему так думаете?

Дети отвечают, составляют предложения. Педагог помогает сформулировать фразы и записывает их на доске. Дети «помогают», следят за письмом (используется приём «читающий пальчик», диктуют придуманные фразы.

3. Оживление картинки.

Педагог обращает внимание детей на отсутствие людей и животных на улице города и предлагает оживить картинку, сделав выбор из нескольких героев.

- На картинке изображена комната или улица?

- Посмотрите, кто гуляет на улице?

- Никого нет.

- Давайте представим, что на улицу вышли люди. Какие герои подойдут для нашей картинки?

Для выбора педагог предлагает несколько изображений.

Мальчик бежит, закрывшись от дождя книгой.

Две девочки идут под зонтом.

Мужчина ремонтирует машину.

Мальчик лепит снеговика.

Педагог предлагает поместить на картинку изображение «мальчик лепит снеговика» (преднамеренная ошибка). Дети замечают ошибку, объясняют, почему картинка не подходит. Педагог помогает сформулировать ответ детей грамматически правильно.

Дети выбирают героев, размещают их на картинке-фоне при помощи магнитов (Мальчик бежит, закрывшись от дождя книгой. Две девочки идут под зонтом).

Каждый ребёнок, располагая изображение, рассказывает о нём. Педагог записывает фразы на доске, дети проговаривают, читают записанное.

4. Работа с пространством и подготовка к игре.

Перед игрой педагог предлагает детям подготовить игровую площадку и атрибуты для персонажей картинки.

– Что нам нужно, чтобы всё было как на картинке?

Детям предлагаются атрибуты для оформления зимней и осенней городской улицы. Дети выбирают нужное, объясняют свой выбор. Педагог помогает сформулировать фразу.

- Каких героев вы выбрали?

Педагог предлагает придумать имя для мальчика с картины, подобрать атрибуты для него.

- Как назовём мальчика?

- Что для него нужно?

- Почему мальчик держит книгу над головой?

Дети с педагогом дают имена девочкам, обсуждают, что необходимо для девочек (зонтик, ранцы).

- Почему девочкам нужен зонт? Куда идут девочки? Зачем они повернулись друг к другу? О чём они разговаривают?

5. Распределение ролей.

Далее идёт распределение ролей.

- Кто будет девочкой Таней, Ниной?

- Мальчиком Ваней?

Выбранные дети берут нужные атрибуты и встают для игры в соответствующие картинке места (размещение героев в игровом пространстве). Остальные дети – наблюдатели игры, рассказчики.

6. Драматизация. Работа с контекстом.

По сигналу барабана, который подаёт ребёнок, начинается игра. Если дети не разворачивают игру, изображают только строго то, что видят на картинке, не отображая контекста, в игру включаются взрослые. Педагоги берут на себя роли девочек, мальчика Вани. Предлагают детям два варианта игры. Первый вариант. Мальчик Ваня медленно идёт. Девочки отвернулись друг от друга, молчат. Второй вариант. Мальчик быстро бежит. Девочки смотрят друг на друга и ведут разговор о игрушках.

Дети выбирают правильный на их взгляд, вариант для игры. И снова играют. Во время игры дети - наблюдатели комментируют игру, рассказывают о ней вместе с педагогом. Другой педагог при необходимости, дополняет или корректирует запись рассказа на доске.

7. Рассказывание рассказа детьми.

Педагоги хвалят детей за замечательную игру, придуманный и записанный рассказ, предлагают ещё раз рассказать историю про Ваню, Таню и Нину. Дети рассказывают по картинке. При необходимости, пользуются чтением текста для помощи.

8. Отчёт и оценка проделанной работы.

– Что мы сегодня делали? (- Мы играли, рассказывали).

- Кем был Саша? (-Саша был мальчиком Ваней).

- Кем была Вика? (- Вика была Таней).

Было интересно. Все хорошо играли и рассказывали.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста 1). «Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…».

Конспект занятия по формированию произношения [Т] и [Д] и РСВ для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха Цель: 1. Формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи учащегося. 2. Работа над восприятием речи на слух. Задачи:.

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и речи для детей 5–6 лет с нарушением слуха на тему «Материалы» Тема: Материалы (шерстяной, пластмассовый, деревянный, резиновый) Цель: Расширение знаний про материалы и развитие сенсорных способностей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Занятие по развитию речи и зрительному восприятию для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста «Осень»
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 20:47
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»
Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе ( программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса) Тема:...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Военная техника»
Задачи: расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск, о защитниках Отечества; воспитывать любовь к Родине, чувства...
Фотоотчет о шахматном турнире совместно с родителями в подготовительной группе
Фотоотчет с шахматного турнира совместно с родителями в подготовительной группе Весь учебный год наших детей подготовительной группы посещал...
Мастер-класс по изготовлению сувенира  «Кружка в подарок папе ко Дню Защитника...
Приближается День Защитника Отечества, и ребята моей группы, по уже сложившейся традиции, были озабочены тем, что бы такое подарить папе, чем бы его...
Фотоотчет о конкурсе чтецов «О доблести, о Родине, об армии» для детей 5–7 лет
Приобщая детей к истории Родины и духовно-нравственным традициям своего народа в нашем детском саду 19. 02. 2019 года прошел конкурс чтецов: «О доблести, о...