Наталья Хвасько
Занятие по развитию речи в средней группе «В гостях у лесных жителей»
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью некоторых лесных жителей в период наступления осенних холодов; развивать воображение, мышление, связную речь; обогащать словарный запас детей существительными уменьшительно-ласкательной формы; развивать монологическую и диалогическую речь; закреплять технику аппликации нетрадиционными материалами (вата); воспитывать любовь и чувство ответственности к животным.
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе „В гостях у лесных жителей“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: мягкая игрушка баран; конверты с изображениями лесных жителей и загадками; большая корзинка для сбора листьев, осенние листья; 2 маленькие корзинки, грибочки и орешки, бутафорские фрукты и овощи для игры; большое изображение зайца, клей, кисточки на всех детей, вата; кормушка, зерна; звуки осеннего леса в записи; картины с изображением осеннего леса для оформления группы.
Ход:
Воспитатель: (сюрпризный момент) Ребята, кажется, к нам кто-то стучит. Откроем? (да)
Дети вместе с воспитателем выходят в раздевалку и находят там игрушечного Баранчика.
Воспитатель: Посмотрите, какой он грустный. А знаете почему? Баранчик по секрету рассказал мне: потому что надоело ему жить в хлеву у хозяев, захотел он в лес податься, на волю, к диким зверям.
Как вы думаете, стоит ему это делать, или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, как разделились ваши мнения. А давайте, прежде чем Баранчик что-то решит, сходим вместе с ним в гости к лесным зверям и узнаем, как им там сейчас живется?
Звучат в записи звуки осеннего леса. Дети входят в группу, украшенную картинами осеннего леса. Проходят по кругу за воспитателем, имитируют сложности ходьбы по лесным тропам (переступают через высокие коряги, прыгают через ямки). Останавливаются возле белого конверта, в котором спрятано изображение зверька и загадка о нем.
Воспитатель: А вот и первый лесной житель, который хочет, чтоб вы отгадали загадку, прежде чем он покажет себя.
У него иголочки,
Как в лесу на ёлочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это… (ёж)
Ответы детей. Воспитатель достает и показывает изображение ежа.
Воспитатель: Правильно, ёж, вот он! Как мы можем по другому, ласково назвать его? (ёжИК) А Юличка знает стихотворение про него, прочти нам его, пожалуйста.
Ёжик по лесу бежит.
Дождь прошел – он весь дрожит:
Нет теплой шубы у него.
Он любит спать клубочком, накроется листочком –
Не видит ничего.
Одежда у него из иголок,
А носик с животиком голый.
Воспитатель: Посмотрите, какой грустный нам попался ёжик. А знаете почему? Да потому что уже зима на носу, а он все еще не сделал себе теплую постельку из листьев, в которой он будет спать всю зиму и без которой он за зиму замерзнет.
-Ребята, а давайте поможем ёжику приготовиться к зимней спячке и соберем ему для постельки листики.
Дети: Давайте!
Воспитатель ставит детям корзинку, в которую те собирают листья, разбросанные в центре группы на ковре.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, как обрадовался помощи наш ёжик.
-Идем дальше? (Идем)
Дети идут по кругу за воспитателем, имитируя сложности (уклоняются от веток, убирают их руками). Останавливаются у следующего конверта с загадкой.
Воспитатель: Посмотрите, еще один лесной житель. Давайте узнаем кто он.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, это белка. А как мы можем назвать ее ласково? (белоЧКА) Коля расскажет о ней стишок.
У белки ушки на макушке,
Как кисточки художницы.
Хвост пушистый, серебристый,
Как шарфик стройной модницы
У белки дом с одним окном,
Уютно и тепло ей в нем.
К зиме продукты запасает
И ждет, когда весна придет.
Воспитатель: Посмотрите, наша белочка плачет! Потому что она не успела собрать себе достаточно запасов на зиму. Ребята, давайте поможем ей?
Дети: Да!
На столе стоят 2 лукошка, а в центре комнаты рассыпаны грибы, орехи и предметы, не пригодные к пище белок.
Воспитатель: Но прежде чем мы начнем, давайте вспомним, что любят кушать белочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, помните. А теперь давайте поможем белочке. Давайте устроим соревнование, кто быстрее соберет запасы для белочки (дает по лукошку 2м детям)
После того, как все собрано рассмотреть содержимое корзин, все ли собрали верно. Повторить игру 2-3 раза.
Воспитатель: Какие вы молодцы, смотрите как рада теперь наша белочка! Ей запасов на всю зиму хватит! Ну что, а мы идем с вами дальше?
Дети: Идем дальше.
Вновь идут по группе, имитируя преодоление препятствий. Останавливаются возле следующего конверта с загадкой.
Воспитатель: А вот и следующий лесной житель спрятался от нас. Давайте отгадаем, кто же это
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А сам всех боится (заяц).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, это заяц. А как мы назовем его ласково? (зайЧИК). Правильно, молодцы! Темочка, расскажи, пожалуйста стишок про зайчика
Тяжело живется зайке:
И в лесу, и на лужайке,
На снегу и на ветру
Негде спрятаться ему.
Всех на свете он боится,
Даже спать он не ложится.
Чуть подремлет и опять
Ему надо убегать.
Посмотрите на нашего зайчика и скажите, какой он? (серенький). Но скоро зима, каким должен быть зимой наш зайчик? (беленьким). А для чего зайчики в зиму меняют цвет? (чтоб скрываться от лесных хищников, которые будут думать, что это снежок и не съедят его). Молодцы, все верно говорите. А вот наш зайчик еще серенький, нужно ему помочь сменить шубку на беленькую.
Дети подходят к столу, на котором лежит большое изображение серенького зайчика, клей в тарелочках, кисточки и вата для наклеивания. Ребята покрывают изображение клеем используя клей и кисточки, сверху приклеивают кусочки ваты.
Воспитатель: Посмотрите каким беленьким и пушистеньким стал наш зайка! Теперь его точно никто от снега не отличит, когда выпадет снежок! А теперь отправляемся дальше, но теперь не просто идем, а выполняем движения под веселый стишок!
Физминутка «В лес»
Солнечным осенним днем
Мы с друзьями в лес идем.
Вот хорошая тропинка (ходьба по кругу)
Выросли деревья в поле,
Хорошо расти на воле. (руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется (руки вверх)
Вот подул весенний ветер.
Закачались тут же ветки (взмахи руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед,
Так деревья ветер гнет. (наклоны в стороны)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)
Воспитатель: А мы с вами пришли, посмотрите, здесь нас ждет новый лесной житель и новая загадка о нем.
Дети за воспитателем подходят к конверту с загадкой.
Воспитатель: Ой, а здесь даже не одна, а несколько загадок, слушайте:
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй не робей! Кто это? (воробей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери:
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных корок и пшеницы
Просит к завтраку… (синица)
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали! Как наших крылатых жителей одним словом назовем? (птицы). Верно, а ласково как? (птиЧКИ) Правильно, молодцы! А теперь Катюша расскажет нам стишок о синичке:
Для ярких желтых крылышек
Мне надо много солнышка.
Для щечек чистых, белых
Зимой мне надо снега.
Зовут синичкой почему?
Я часто «синь-синь-синь» пою
Хотите, чтоб мы жили дружно?
Кормушку мне повесить нужно!
Воспитатель: Посмотрите на птичек: сидят мерзнут, плачут. Они остались зимовать, им холодно, голодно. Чем мы можем помочь им, чтоб облегчить зимовку? (повесить кормушки и насыпать зерна). Правильно, ребята, именно это мы сейчас с вами и сделаем!
Дети вместе с воспитателем вешают заранее приготовленную кормушку на импровизированное дерево и насыпают в нее корм.
Воспитатель: вот и подошла к концу наша прогулка в гости к лесным жителям. Пора возвращаться в садик.
Дети выходят в раздевалку, воспитатель несет в руках Баранчика.
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка? (да). У кого в гостях мы с вами были? (перечисляют). Легко или сложно живется лесным обитателям в преддверии зимы? (сложно). С какими сложностями они сталкиваются? (перечисляют). Как думаете, легко или сложно придется нашему Баранчику жить в лесу? (сложно). А вы знаете, он тоже понял, что в лесу ему придется жить намного сложнее, чем в хлеву у хозяев и передумал идти туда жить, а решил вернуться в свой хлев. Давайте попрощаемся с ним и пожелаем счастливого пути!