Анна Кирейчикова
Занятие по реализации «Коммуникация» в старшей группе. Составление описательного рассказа о насекомых по картинкам
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• учить детей составлять описательные рассказы о насекомых по картинкам, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
• закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
• закреплять употребление существительных в родительном падеже;
• активизировать словарь по теме «Насекомые»;
• развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
• воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Публикация «Занятие по реализации „Коммуникация“ в старшей группе, Составление описательного рассказа о насекомых по картинкам» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Материал к занятию : конверт с письмом от насекомых,
картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых. Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай».
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин, с изображением насекомых.
Методы и приё мы: игровой момент – пришло письмо, рассматривание схемы, игры: «Кого не стало», «Закончи предложение», «Четвёртый лишний», объяснение воспитателя, самостоятельные рассказы детей, итог.
Ход занятия
Здравствуйте ребята. Дети входят в группу и рассаживаются по местам. Ребята скажите пожалуйста каких вы знаете насекомых. (ответы детей). Я вам предлагаю вспомнить насекомых с помощью загадок.
Загадки
Мы лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(муравьи)
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много.
(пчёл)
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
(муха)
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её.
(пчела)
Я цветок сорвать хотел,
Но цветочек улетел.
(бабочка)
Летит — жужжит,
Сядет — молчит.
(жук)
Злой усатый бармалей
Гонит из дому гостей.
(таракан)
А теперь я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- пчела, бабочка, комар, кровать.
Отвечает тот ребёнок, кому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Ребята давайте посмотрим кто к нам пришёл. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям :
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. Ребята а как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает). Ответы детей.
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:
Проводится пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам,
Пожужжали, полетали (машем ладошками,
От усталости упали (роняем ладони на стол).
А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (дети рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).
1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека).
Физкультминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
И немножечко устала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).
А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку (ответы детей)
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение».
• Муравей сидит около (цветка)
• Божья коровка ползёт по… (листу)
• Шмель спрятался под (листом)
• Гусеница сидит на… (цветке)
• Бабочка порхает над (цветком)
• Жук сидит под (цветком)
• Стрекоза летает около (цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)
Итог: Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.