Лучший педагог года

Занятие по теме «Согласные шипящие звуки. Буквы «Ш», «Ж», «Ц»

Елена Шуршина
Занятие по теме «Согласные шипящие звуки. Буквы «Ш», «Ж», «Ц»

Задачи:

• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.

• Закрепить понятия «парные - непарные» согласные.

• Закрепить знания о согласных звуках [ш], [ж], [ц], о буквах которые они обозначают.

• Познакомить с понятием «шипящие» звуки.

• Развивать умение давать характеристику звукам.

• Отработать навыки слогоделения, постановки ударения.

Оборудование и материалы, используемые на занятии.

Публикация «Занятие по теме „Согласные шипящие звуки, Буквы „Ш“, „Ж“, „Ц“» размещена в разделах

• Картинки с изображением различных предметов.

• Муляж жука.

• Иллюстрация с изображением снегирей.

• Магнитная доска, магниты, мел.

Дидактический материал: тетрадь «Обучение грамоте (часть 2)»

• Простые и цветные карандаши, ластики.

Методы и приёмы.

I. Методы организации и осуществления деятельности.

1. Аспект восприятия и передачи информации:

словесные: беседа, рассказ

наглядные: демонстрация, иллюстрация

практические: упражнения

2. Аспект мышления:

• репродуктивные (воспроизведение) : действия по образцу.

3. Аспект управления:

• работа под руководством педагога

самостоятельная работа: творческая работа

II. Методы стимулирования и мотивации деятельности

интереса к учению: творческие задания, загадки,

долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.

III. Методы контроля и самоконтроля

устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами

практический: проверка умений и навыков

IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

• метод личного примера

убеждения: инструктаж

V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности

• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте мальчики и девочки! Ну, что ж, начнем наше занятие! А начнем мы его с маленького экзамена. Первый вопрос: что такое звук, и что такое буква?

Ответы детей.

Педагог: Верно. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Следующий вопрос. Скажите мне, что вы знаете, про звуки?

Ответы детей.

Педагог: На какие делятся согласные звуки?

Ответы детей.

Педагог: Правильно! Согласных больше, чем гласных, согласные нельзя пропеть, произносятся они с шумом и голосом. Например, «з-з-з», «д-д-д», «р-р-р» Или только с шумом, например, «с-с-с», «т-т-т». Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. А сейчас поиграем в игру «Угадай звук».

Фронтальный опрос.

Каждому ребёнку педагог предлагает картинку, ребенок определяет с какого звука начинается слово и дает характеристику звуку.

Педагог: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, выполнить зарядку.

Физминутка:

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Руками коленей коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Педагог: Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

II. Основная часть.

Педагог: Ребята, вы уже знаете о том, что большинство звонких и глухих согласных образуют пары. Давайте вспомним, какие согласные образуют пары? Посмотрите на доску.

На доске написаны буквы Б-П, З-С, Д-Т, Г-К.

Педагог: Это парные согласные : П, С, Т, К- глухие. Б, З, Д, Г – звонкие. Некоторые согласные не имеют пары по звонкости - глухости. Это непарные звонкие согласные : «Л», «ЛЬ», «М», «МЬ», «Н», «НЬ», «»Р», «РЬ», «Й». Непарные глухие согласные : «Х», «ХЬ», «Ц», «Ч», «Щ». Твердые и мягкие согласные тоже образуют пары : например, «С» - «СЬ», «Д» - «ДЬ». А давайте поиграем в игру «Твердый - мягкий». Я буду называть вам твердый звук, а вы в ответ парный мягкий согласный.

Фронтальный опрос.

Каждому ребенку педагог называет твердый согласный звук, ребенок в ответ парный мягкий согласный звук.

Педагог: Ребята, в русском языке есть согласные, которые всегда остаются твердыми. Попробуйте догадаться о каких твердых согласных мы сегодня будем говорить, и так ….

У зверей сегодня праздник

Каждый очень - очень рад

Буквы взять из алфавита

Разрешили всем в подряд.

«К» и «У» взяла кукушка,

Лягушонок взял «ква-ква».

«П» и «И» схватил мышонок,

«У» взяла себе сова.

«Р» и «Гав» взяла собака

И налаялась сполна.

Буква «Ш» змее досталась

И на всех шипит она.

Но при этом очень злится,

Что ей звонко не шипится.

«Ш-Ш-Ш-Ш».

Ответы детей.

Педагог: Правильно, это звук [ш]. Вслушайтесь в слова: шуба, шапка, шарф, штаны. В начале каждого слова отчетливо слышится звук [ш]. Кто готов дать характеристику этому звуку? Гласный он или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Ответы детей.

Педагог: Напомню вам, звук [ш] живет в букве «Ша».

Педагог на доске пишет букву.

Посмотри на букву «Ша» -

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать «Е» и «Ё»!

Педагог: Вы, наверное, устали?

Физминутка:

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполнение движений вслед за педагогом.

Педагог: Ой, ребята к нам в гости заглянул усатый жук.

Педагог показывает муляж жука.

Педагог: Покружил и запел свою любимую песенку.

Жу-жу-жу, я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Вы, конечно, догадались, что жук прилетел к нам неспроста. Его название начинается со звука [ж]. Кто расскажет нам про звук [ж]?

Ответы детей.

Педагог: Звук [ж] – согласный, звонкий. У него есть парный глухой звук [ш]. А вот парного по мягкости-твёрдости нет, звук [ж] – всегда твёрдый. Звук [ж] обозначается на письме буквой «ж».

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Буква «Ж» может встречаться в начале слова (жук, жираф, живот). В середине (пожалуйста, пожар, в конце слова (гараж, корж). Когда буква «ж» стоит в конце слова, происходит оглушение, и на конце мы слышим глухой звук [ш]. На конце слова буква «ж» обозначает глухой звук [ш]. «Ж» и «Ш» парные согласные.

Звуки «Ш», «Ж» называют шипящими звуками. Произнеси звуки [ш], [ж] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?

Ответы детей.

Педагог: А сейчас предлагаю вам снова немного отдохнуть.

Физминутка:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Педагог: Молодцы, а теперь продолжаем наше занятие! Ребята, я хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Как красива наша природа. Зима – волшебница одела деревья и кусты в белоснежные наряды. Сегодня я увидела снегирей, которые лакомились ягодами рябины возле моего дома, и я решила их сфотографировать.

Педагог показывает иллюстрацию с изображением снегирей.

Педагог: А каких птиц вы видели?

Ответы детей.

Педагог: Вы назвали много разных птиц. А теперь посмотрите на доску, я написала названия птиц. Кто готов прочитать эти слова? (Ответы детей)

На доске педагогом написаны слова скворе., сини. а, …апля- пропущена буква «Ц».

Педагог: Какая буква пропущена в этих словах?

Ответы детей.

Педагог: Какой звук обозначает эта буква?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, звук [ц]. Дайте характеристику этому звуку.

Ответы детей.

Педагог: Звук [ц] - согласный, твёрдый, глухой. Ребята, а можно ли этот звук сказать мягко?

Ответы детей.

Педагог: А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару?

Ответы детей.

Педагог: И так, звук [ц] – это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.

Работа в тетради.

Педагог: Мы с вами поговорили о буквах, о звуках, а теперь время поработать в тетрадях «Обучение грамоте». Откройте, пожалуйста, тетради на странице 14. Художник нарисовал несколько картинок, а так же написал названия картинок. Наша задача внимательно посмотреть на каждую картинку, прочитать название под каждой картинкой. Разделить написанные слова на слоги и расставить ударение в каждом слове. Давайте посмотрим на первую картинку. На ней нарисована часть машины – это колесо. Никита, сколько слогов в этом слове?

Педагог: Ребята, давайте проверим, правильно ли ответил Никита, мы все дружно прохлопаем слово «колесо».

Дети вместе с педагогом прохлопывают слово по слогам.

Педагог: Замечательно! В этом слове действительно три слога. Первый слог в этом слове «ко», второй – «ле», третий – «со». Каждый слог в слове мы отделяем чертой, посмотрите, как это сделал художник в вашей тетрадке.

Педагог: Молодец, Никита! А теперь произнеси слово «колесо» так, чтобы мы услышали ударную гласную в этом слове, ты должен произнести её сильнее, протяжнее голосом.

Педагог: Умница! И так, ударная гласная в твоем слове «О». Над ней мы поставим черточку, посмотрите, как это сделал художник. Ну, а теперь, нам предстоит поработать со словами «арбуз», «рыба», «корова», «газета», «телефон», «гитара», «береза».

Педагог на доске записывает слова. К доске по одному выходят дети, делят слова на слоги (прохлопывают слово по слогам) и обозначают ударную гласную (перед этим проговаривая слово и выделяя голосом ударную гласную).

Педагог: Молодцы, ребята, и снова вы справились с таким непростым заданием! А сейчас закрываем тетради и убираем карандаши в пеналы.

Уборка рабочего места.

Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).

III. Итоги занятия.

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.

Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, вспомнили буквы «Ш», «Ж», «Ц», поговорили о том, какие звуки обозначают эти буквы, говорили о словах, в которых прячутся наши буквы, и еще раз поупражнялись в делении слов на слоги и определении ударных гласных. Вы здорово потрудились! Наше занятие, тем временем, подошло к концу. До свидания!

Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Логопедическая игротека «Волшебная избушка. Шипящие звуки» Методические аспекты деятельности учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики шипящих звуков у дошкольников с ОНР Образовательные.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по теме «Согласные шипящие звуки. Буквы «Ш», «Ж», «Ц»
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 20:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД