Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух, он везде!»

Ольга Кострикова
Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух, он везде!»

Тема: «Чудо-воздух, он везде

Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Задачи:

- расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;

- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

- развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;

- организовать познание детей через самостоятельный поиск;

- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

- определить роль воздуха в жизни человека;

- ознакомить с экологическими проблемами воздуха;

- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

- развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Задачи:

- развивать связную, грамматически правильную речь;

- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников;

- активизировать речевую деятельность детей.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Задачи:

- повышение умственной работоспособности через двигательную активность;

- соблюдение двигательного режима во время занятия;

- сохранение здоровья и предупреждение утомления.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, столы, магнитная доска, деревянные стойки, весы, одежда учёных (мантии, конфедератки, воздушные шары, целлофановые пакеты, контейнеры с водой, стеклянные шарики, карточки-схемы опытов, шпажки, «Шар удивления», медали «Юный ученый».

Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).

Ход занятия

I. Организационный этап

(Под музыку «Почемучки» и в сопровождении слайдов дети входят в зал вместе с воспитателем.)

-Приветствую вас, господа ученые, в лаборатории «Академии дошкольных наук». Я профессор Всезнайкина.

- Юные ученые моей академии обращаются к вам с видеописьмом и приглашают стать партнёрами, то есть вместе исследовать окружающий мир.

Просмотр видеописьма

II. Мотивационно-ориентировочный этап

(слайд № 3 «Лаборатория академии дошкольных наук»)

- Проходите в лабораторию, посмотрите, что приготовлено и как красиво я её украсила.

- А чем она украшена? (шариками)

- Почему-то один какой-то? (вялый, грустный)

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик опять стал весёлым? (надо его надуть)

III. Поисково-практический этап

1. Эксперимент «Воздух внутри нас»

- Давайте надуем шарики, чтобы они стали весёлыми. Я беру этот, а вы, господа ученые, подойдите к столу, где лежат шарики, возьмите их и надуйте.

- Если у вас сразу не получается, продолжайте пробовать дальше. У ученых тоже не все сразу получается, они пробуют по нескольку раз и только после этого получается результат. Молодцы.

- Господа учёные, скажите: а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой весёлый? (потому что мы его надули воздухом).

- А как он туда попал? (через нас, а как это через нас)

- Давайте наберём его (набирают воздух, и подставив руку выдыхают его).

- Мы сделали первое научное открытие, подскажите, что мы узнали? (воздух находится внутри нас).

- Надо это открытие отметить схемой (подходят к доске)

- Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (на доску выставляем на магнит карту-схему).

- Мы с вами надували шарики. Теперь вы знаете, что внутри нас есть воздух и какой опыт поможет это проверить.

- А какие вы можете привести примеры из жизни использования этого свойства?

(слайд № 4, Музыкальный инструмент и мальчик с шариком)

- Мы, надувая шарик, выдуваем из себя воздух.

- При игре на духовых инструментах мы тоже выдуваем воздух.

- Нас, господа учёные, ждут новые открытия.

- Пройдём к нашему лабораторному столу.

(слайд № 5, «Лаборатория академии дошкольных наук»

2. Эксперимент «Воздух вокруг нас и не имеет цвета и запаха»

- Скажите, внутри нас есть воздух?

- А вокруг нас он есть?

- Давайте потрогаем его.

- Попробуем его поймать.

- Можем ли мы это сделать?

- Кто считает, что да? Кто считает, что нет?

- Да или нет? Проведём эксперимент!

- А помогут нам в этом пакеты.

- Разбирайте, господа учёные, пакеты будем ловить воздух (показать, как ловить воздух).

- Кто поймал? Смотрите сколько воздуха поймали.

- На что наши пакеты похожи? (показать действием, кошку, подушку).

- А еще на что?

- Посмотрите, воздух имеет какой-нибудь цвет?

-Значит он какой? Есть у него цвет? (он без цвета, то есть образуем слово бесцветный или прозрачный)

- Давайте мы его понюхаем (показ).

-Что вы почувствовали?

- Имеет воздух запах?

- Получается воздух какой? (на цвет?.)

- А какой запах? (никакого)

- Давайте выпустим воздух, пускай летит.

- Пакет сразу стал плоским. Положите его.

- Теперь вы знаете, что воздух невозможно поймать руками, что он без цвета, без запаха и какой опыт поможет это проверить.

- Надо наше открытие отметить схемой, прошу, господа учёные.

- Давайте вместе скажем: воздух вокруг нас, он без цвета и без запаха.

- Это наше второе открытие.

- В первом опыте мы узнали, что воздух внутри нас, а как он туда попадает?

(мы дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух, который вокруг нас)

(слайд № 6, Свежий и загазованный воздух)

- Вдыхаем мы воздух, который не имеет цвета и запаха - это хороший воздух, чистый.

- Воздух, который выходит из труб имеет цвет и запах, загрязнён и вреден.

- Предлагаю проложить исследования, согласны?

(слайд № 7, «Лаборатория академии дошкольных наук»)

3. Эксперимент «Воздух имеет вес» + ТБ

- Воздух мы ловили, а кто-нибудь почувствовал, сколько он весит?

- Можно его взвесить? Давайте проверим.

- Да… или нет? Проведём эксперимент!

- Приглашаю вас подойти к сектору взвешивания.

- Как вы думаете, чем мы будем здесь заниматься? (взвешивать)

- Что взвешивать? (шары)

- Обратите внимание, они перевешивают друг друга или они уравновешенные?

- Давайте попробуем один шарик проткнуть, для этого вам понадобиться острый предмет - шпажка,

- Как нужно обращаться с острыми предметами? (осторожно, не направляя на себя и окружающих, действовать только по указанию воспитателя)

- Берём шпажку в правую руку, острый конец направляем на шарик и протыкаем его.

- Посмотрим, что получится?

(дети лопают по одному шару на весах)

- Посмотрите на весы. Что произошло после того как лопнул шарик? (весы перевесили)

- Правильно, со стороны, где остались шарики, весы перевесили, значит… воздух имеет вес или нет? (имеет)

(воздух в целом шарике остался, а в лопнувшем улетел, и весы опустились)

- А давайте мы ещё раз попробуем второй шарик лопнуть.

- Господа учёные, кто ещё не лопал шарики, прошу.

- Что сейчас стало с весами? (уравновесились).

- Теперь вы знаете, что воздух имеет вес, и какой опыт поможет это проверить.

- Получается, что воздух имеет вес, надо это обозначить схемой.

- Прошу. Найдите эту схему, она по счёту какая будет? (третья).

- Третье наше открытие воздух имеет вес! (все хором)

4. Эксперимент «Воздух легче воды»

- Замечательно, возьмите свои весёлые шарики.

- Я вас приглашаю к следующему лабораторному столу.

- Посмотрите что у нас здесь приготовлено?

- Шарики, тоже воздушные? (нет)

- А какие? (Металлические)

-Возьмите по шарику и попробуйте опустить в воду. Что произошло с шариками?

-Попробуйте снова опустить шарик. Надо несколько раз провести опыт, чтобы убедиться. Мы же ученые.

-Шарики утонули.

-А теперь давайте попробуем утопить наши воздушные шарики. Опускаем их в воду. Что с ними происходит? (они не тонут).

-А что они делают? (плавают)

- Почему?

- По сравнению с водой воздух легче или тяжелее? (легче)

- Теперь вы знаете, что воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику и какой опыт поможет это проверить.

- Господа ученые, давайте обозначим наше последнее открытие схемой. Оно у нас по счету какое? (4)

- Значит, воздух легче воды (проговорить хором)

- Вспомните, где это свойство бывает в жизни?

- Надутый шар на воде плавает, а что ещё надуваем и опускаем на воду?

(слайд № 8, Надувная лодка на воде)

5. Итоги исследований с воздухом

- Какие вы молодцы! Смогли сегодня сделать столько открытий!

IV. Рефлексивно-оценочный этап

- У меня в руках Шар удивлений (вертеть в руках)

- В нём собрались все удивления, которые мы сегодня пережили

- Передаю его вам, а вы, передавая друг другу, скажите,

- Чему вы сегодня очень удивились, узнав новое о воздухе?

- (шарик передаю со словами) - Я удивилась (ребёнок продолжает)

- Молодцы, каждому из вас от имени «Академии дошкольных наук» я присваиваю степень «Юного ученого» и вручаю вот такие медали.

- Хотите ещё вместе с нами исследовать окружающий мир и проводить опыты? (Да)

- Тогда вам задание, провести опыты и прислать нам электронное видеописьмо, юным учёным моей академии, давайте продолжим наши партнёрские отношения.

Всё про всё стремись узнать,

Для того чтоб умным стать!

Чтобы точным был ответ,

Проведи эксперимент!

(слайд № 9, Под музыку Почемучек дети уходят с воспитателем).

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?» Конспект НОД по экологии в подготовительной группе с элементами исследовательской деятельности. Цель: формирование элементарных представлений.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.

Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. [/b] Цель: Уточнение.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух вокруг нас» Цели и задачи: •Образовательные сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и вода» Конспекткт занятия (итогового) в подготовительной группе по опытно экспериментальной деятельности. Группа: Подготовительная Образовательная.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Куда сбежал воздух?»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Куда сбежал воздух?» Конспект открытого занятия во II младшей группе по опытно-экспериментальной деятельности Воспитатель: Аккуратова Н. А. Тема: «Куда сбежал.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Воздух вокруг нас, воздух есть везде»НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Воздух вокруг нас, воздух есть везде» Цель: Обогащение собственного познавательного опыта ребенка средствами опытно — экспериментальной работы. Формирование гуманистически направленного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух, он везде!»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 15:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект занятия по пластилинографии «Овощная корзина»
Лепка из пластилина - полезное и увлекательное занятие, как для детей, так и для взрослых. В детском саду дети всегда лепят овощи . Сегодня я расскажу, как...
Конспект тематической прогулки «Белокрылые лошадки» в средней группе
Цель: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной...
Фотоотчёт «Осенняя сказка для малышей»
Фотоотчёт "Осенняя сказка для малышей" 14 октября в нашем детском саду «Золотая рыбка» прошли традиционные осенние утренники в двух вторых младших...