Ольга Палишина
Занятие с использованием зимней экологической тропы «Весёлое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: создать у детей эмоциональный настрой.
Закрепить занятия о приспособлении живой природы к изменениям в неживой природе; об изменении потребностей животных и птиц в зависимости от времени года. Развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире лесного царства. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру. Побуждать детей в зимнее время подкармливать птиц.
Публикация «Занятие с использованием зимней экологической тропы „Весёлое путешествие“» размещена в разделах
Материал и оборудование: макеты зимних деревьев, 2 елочки, снежки, шапочки медведя, лисы и дятла; шишка, гнездо, картинка с изображением клеста, грамзапись – стук дятла, чириканье воробьев.
Предварительная работа:
1. Беседы по экологическому воспитанию о зимующих и перелетных птицах, «Кто зимой спит», «Как деревья готовятся к зиме?».
2. Чтение художественной литературы о зиме.
3. Дидактические игры «Кто лишний», «Лото», «Перелетные и зимующие птицы».
4. Слушание голосов птиц.
5. Слушание музыки П. Чайковского «Времена года», разучивание и слушание песен о зиме разного характера, разучивание загадок, пословиц о зиме.
6. Разучивание музыкально-ритмических композиций с движениями, имитация движений.
Ход: Дети под спокойную музыку П. Чайковского «Времена года» входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель:
«Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели
На окне старик Мороз
Льдинкой росписи нанес.»
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. (Звучит музыка Шумана «Зима»)
Воспитатель: «Есть люди, которые любят узнавать новое, интересное. Они много ходят пешком, на лыжах, на лошадях. Вы слышали о таких людях, и наверное, знаете как их называют?».
Дети: «Путешественники.»
Воспитатель: «А вам хочется быть путешественниками?».
Мы сегодня отправимся путешествовать в лес по экологической тропе.
Так мы встретим много интересного и полезного. А что такое экология?
Варианты ответов детей. (Это отношение человека к природе)
Воспитатель: «А на чем мы доберемся в лес, на чем доедем?»
Варианты ответов детей.
Воспитатель: «Хорошо, давайте поедем на лошадках, с колокольчиками.
Прежде чем отправимся в лес, надо немного размяться, сделаем зимнюю зарядку.» (Дети встают по кругу)
Воспитатель: «А сегодня у зимы новоселье.»
Дети: "Мы с тобой приглашены на веселье.»
Воспитатель: «Дом построен из сугроба. А какой вышины?»
Дети: «Вот такой вышины.»
Воспитатель: «Белый коврик у порога. А какой ширины?»
Дети: «Вот такой ширины.»
Воспитатель и дети:
«Погляди-ка потолки ледяные
Высоки-превысоки кружевные! (Показывают руками)
Мы по лестнице шагаем
Выше ноги топ, топ, топ
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп-
Здравствуй, Зима!» (Кланяются)
Воспитатель: «А теперь нам в дорогу пора! (Звучит песня «Три белых коня»)
Дети двигаются тройками по залу, с концом музыки останавливаются.
Воспитатель: «Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок.» (Слышится нарастающее звучание музыки)
Появляется Зимушка-зима.
«Гуляю в поле,
Летаю на воле
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю
Сугробы наметаю.»
(Зима кружится)
«А зачем ко мне в лес пожаловали?»
Воспитатель: «Очень нам хотелось посмотреть на зимний лес, как живется здесь птичкам и зверушкам.»
Зима: «Лес-то я так разукрасила, что солнышко залюбуется. А вы чем меня порадуете? Если сумеете меня задобрить, покажу свои владения.»
Дети читают стихотворение:
«Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка
Здравствуй, матушка – зима!»
Зима: «Очень мне понравились ваши слова, как вы меня величали: и русская молодка, и раскрасавица – душа, и белоснежная лебедка….»
Воспитатель: «Зимушка – зима, а еще наши дети знают пословицы о зиме.»
1. «Декабрь год кончает, зиму начинает.
2. Зима – не лето, в шубу одето.
3. Зима –лодыря морозит.
4. Зима – хранительница полей.
5. Мороз не велик, стоять не велит.
6. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.»
Зима: «Молодцы, ребята, понравились вы мне. Пойдемте со мной путешествовать. И вы узнаете много волшебного сказочного в зимнем лесу.»
(Звучит музыка Грига или А. Вивальди)
-Вот мы и добрались до полянки. Присядем на пенечки и отдохнем немного».
(Дети садятся.)
Зима:
«Я стараюсь быть добрей,
Я деревья согреваю.
А вы знаете, ребята, как?»
Дети: «Укрываешь снегом корни».
Зима: «А как деревья готовятся к зиме?»
Варианты ответов детей (сбрасывают листья, замедляют рост и пр.)
Воспитатель: «Зимушка – зима, я тоже хочу рассказать, как деревья готовятся к зиме. Каждое дерево «хитрит», чтобы сберечь тепло не допустить мороз глубоко внутрь себя: все лето деревья откладывают под кожицей ствола, веток своеобразный панцирь – пористую, пробковую ткань, которая не пропускает ни воду, ни воздух. Собрав за лето силы, деревья перестают расти, погружаются в глубокий сон. Кстати, и листья они сбрасывают по осени, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. В свою очередь, сброшенные с ветвей и гниющие по земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания. Но самая лучшая защита от мороза – пушистое, снежное покрывало, окутывающее лес. Чем больше снега, тем лучше для деревьев.»
Зима: «Правильно, я так люблю, когда везде порядок. Земля укрыта снежком, а помогают мне подружки – снежинки.»
Ребенок:
«Зимний лес искрится
Снежной белизной,
И туман клубится
Над синею тропой.
Елочки – красавицы
Застыли на опушке,
А снежинкам нравится сверкать на их макушке.»
Зима: «Мне нравится смотреть как снежинки кружатся в танце и укрывают землю. Вот вам шарфики – голубые – снеговые.»
Танец «Снежинок» под вальс Гречанинова.
Зима: «Молодцы, снежинки укрыли землю снегом. Ведь под корой пней, покрытых снегом, спрятались мелкие букашки, пауки, улитки, червяки, а в коре между корнями свернулись колечком ящерица. В канавах, под опавшими листьями, спят лягушки. А неподалеку под кучей хвороста, заснул ежик – их злейший враг.»
Воспитатель: «Ребята, а все ли деревья сбрасывают листья зимой?»
Дети: «Нет. Зимой елка остается зеленой.»
Воспитатель: «Почему?»
Дети: Ее листочки – иголки покрыты восковым налетом и не испаряют влагу.
Воспитатель: «Ребята, а я вот знаю, что елки и сосны сбрасывают хвою. У сосны хвоя сохраняется в течение 2-3 лет, а у елей в течение 5-7 лет, только хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. И мы не замечаем этого, потому что на смену старой хвое весной приходит молодая.»
Зима: «Ребята, а лиственница – это хвойное дерево?»
Ответы детей.
Зима: «А она сбрасывает свою хвою осенью?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Зимушка – Зима и вы, ребята, посмотрите, а у этих елочек не укрыты снегом корни. Они могут замерзнуть. Как же им помочь?»
Зима: «Мы сейчас с ребятами им поможем.»
Проводится эстафета со снежками «Спасаем деревья от мороза».
Воспитатель: «Молодцы, Зимушка – зима и вы, ребята, укрыли елочки снежком, теперь не страшен им мороз.»
ТРЕНИНГ
Воспитатель: «Ребята, подойдите к елочке и посочувствуйте им, обнимите, погладьте веточки, погрейте дыханием, скажите ласковые слова».
Зима: «Молодцы, ребята, я вижу, что у вас добрые сердца».
На пол падает шишка.
Воспитатель: «Ой, кто это там хулиганит, кто бросается шишками?»
Дети: «Белочка»
Воспитатель: «Ребята, а для чего нужны шишки, кто питается семенами шишек?»
Дети: «Белки, мыши, клесты, дятлы»
Воспитатель: «А где живет белка?»
Ответы детей.
- А какую еду белка запасает с осени на зиму?
Варианты ответов детей. (орехи, желуди, грибы)
- А что делает медведь зимой?
Ответы детей. (спит в берлоге)
Зима: «Ребята, помогите мне сочинить сказку. Медведь готовится к зиме. Он приготовил себе берлогу. Только хотел лечь в нее и заснуть, как увидел что-то такое, чего никогда не видел. И так медведь удивился, то даже забыл о спячке. Что мог увидеть медведь?»
Дети сочиняют сказку.
Поют песню и инсценируют «Почему медведь зимой спит».
Воспитатель: «А сейчас я ребятам загадки загадаю:
1. По снегу петляла, следы заметала
И скрылась плутовка в чащобе лесной
Охотник угнаться не смог за …. (лисой)
2. Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый?. (медведь)
3. Безобидный и незлючий
Лишь от страха он колючий
Не пугай его, не трожь
И колоть не будет (еж)
4. Кто любит по ветвям носиться,
Конечно, рыжая?. (белка)
Воспитатель: «Зимушка – зима, а ты любишь загадки отгадывать, ребята сейчас тебе загадают».
Дети загадывают загадки.
Раздается стук дятла (грамзапись).
Воспитатель: «Ой, а кто стучит в лесу?»
Дети: «Это дятел.»
Воспитатель: «А почему он стучит, наверное к нам придти хочет?»
Варианты ответов детей. (достает насекомых из-под коры).
Воспитатель: «А как называют еще дятла?»
Дети: «Лесной доктор.»
Раздается чириканье воробьев (грамзапись).
Зима: «А это кто шумит, чьи это голоса?»
Ответы детей.
Зима: «Им хорошо зимой. Они на деревьях живут, а что делают зимой гуси, утки, лебеди, где живут? Ведь на озерах и реках замерзло?»
Дети: «Они улетают на юг.»
Зима: «А какие еще птицы улетают на юг?»
Дети: «Скворцы, ласточки, грачи, кукушки, иволги, соловьи, журавли и пр.»
Зима: «Почему они улетают на юг?»
Варианты ответов детей. (Перелетные птицы питаются насекомыми, а насекомых зимой нет. Зимующие птицы кормятся зимой семенами, плодами, жучков из-под коры достают.
Воспитатель: «Послушайте стихотворение: «Покормите птиц».
«Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце сеть и для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну.»
Воспитатель: «Ой, ребята, посмотрите на улице зима, а на дереве гнездышко. Разве такое может быть? Как вы думаете?»
Варианты ответов детей. (Это гнездо клеста. Они зимой выводят птенцов.)
Воспитатель: «Гнездышко у них очень теплое – там и пух, и перо, а сверху – птица – мать согревает своим теплом голых птенцов. А клест-отец кормит малышей и мать семенами хвойных шишек.»
Зима: «Вижу хорошие вы друзья природы. А хотите поиграть в игру?»
Игра «Зимушка – зима и лесные обитатели».
Воспитатель: «Вот спасибо Зимушка – зима за интересное путешествие по лесу, а сейчас нам пора в детский сад. Где наши лошадки с колокольчиками?»
Дети «уезжают» в группу.