Папки-передвижки

Занятие с использованием зимней экологической тропы «Весёлое путешествие»

Ольга Палишина
Занятие с использованием зимней экологической тропы «Весёлое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: создать у детей эмоциональный настрой.

Закрепить занятия о приспособлении живой природы к изменениям в неживой природе; об изменении потребностей животных и птиц в зависимости от времени года. Развивать любознательность детей, умение увидеть новое в знакомом мире лесного царства. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру. Побуждать детей в зимнее время подкармливать птиц.

Публикация «Занятие с использованием зимней экологической тропы „Весёлое путешествие“» размещена в разделах

Материал и оборудование: макеты зимних деревьев, 2 елочки, снежки, шапочки медведя, лисы и дятла; шишка, гнездо, картинка с изображением клеста, грамзапись – стук дятла, чириканье воробьев.

Предварительная работа:

1. Беседы по экологическому воспитанию о зимующих и перелетных птицах, «Кто зимой спит», «Как деревья готовятся к зиме?».

2. Чтение художественной литературы о зиме.

3. Дидактические игры «Кто лишний», «Лото», «Перелетные и зимующие птицы».

4. Слушание голосов птиц.

5. Слушание музыки П. Чайковского «Времена года», разучивание и слушание песен о зиме разного характера, разучивание загадок, пословиц о зиме.

6. Разучивание музыкально-ритмических композиций с движениями, имитация движений.

Ход: Дети под спокойную  музыку П. Чайковского «Времена года» входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель:

«Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели

На окне старик Мороз

Льдинкой росписи нанес.»

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. (Звучит музыка Шумана «Зима»)

Воспитатель: «Есть люди, которые любят узнавать новое, интересное. Они много ходят пешком, на лыжах, на лошадях. Вы слышали о таких людях, и наверное, знаете как их называют?».

Дети: «Путешественники

Воспитатель: «А вам хочется быть путешественниками.

Мы сегодня отправимся путешествовать в лес по экологической тропе.

Так мы встретим много интересного и полезного. А что такое экология?

Варианты ответов детей. (Это отношение человека к природе)

Воспитатель: «А на чем мы доберемся в лес, на чем доедем?»

Варианты ответов детей.

Воспитатель: «Хорошо, давайте поедем на лошадках, с колокольчиками.

Прежде чем отправимся в лес, надо немного размяться, сделаем зимнюю зарядку(Дети встают по кругу)

Воспитатель: «А сегодня у зимы новоселье.»

Дети: "Мы с тобой приглашены на веселье.»

Воспитатель: «Дом построен из сугроба. А какой вышины?»

Дети: «Вот такой вышины.»

Воспитатель: «Белый коврик у порога. А какой ширины?»

Дети: «Вот такой ширины.»

Воспитатель и дети:

«Погляди-ка потолки ледяные

Высоки-превысоки кружевные! (Показывают  руками)  

Мы по лестнице шагаем

Выше ноги топ, топ, топ

Двери комнат отворяем,

Справа – хлоп, слева – хлоп-

Здравствуй, Зима!» (Кланяются)

Воспитатель: «А теперь нам в дорогу пора! (Звучит песня «Три белых коня»)  

Дети двигаются тройками по залу, с концом музыки останавливаются.

Воспитатель: «Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок.» (Слышится нарастающее звучание музыки)

Появляется Зимушка-зима.

«Гуляю в поле,

Летаю на воле

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю

Сугробы наметаю.»

(Зима кружится)

«А зачем ко мне в лес пожаловали?»

Воспитатель: «Очень нам хотелось посмотреть на зимний лес, как живется здесь птичкам и зверушкам.»

Зима: «Лес-то я так разукрасила, что солнышко залюбуется. А вы чем меня порадуете? Если сумеете меня задобрить, покажу свои владения.»

Дети читают стихотворение:

«Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебедка

Здравствуй, матушка – зима!»

Зима: «Очень мне понравились ваши слова, как вы меня величали: и русская молодка, и раскрасавица – душа, и белоснежная лебедка….»

Воспитатель: «Зимушка – зима, а еще наши дети знают пословицы о зиме.»

1. «Декабрь год кончает, зиму начинает.

2. Зима – не лето, в шубу одето.

3. Зима –лодыря морозит.

4. Зима – хранительница полей.

5. Мороз не велик, стоять не велит.

6. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.»

Зима: «Молодцы, ребята, понравились вы мне. Пойдемте со мной путешествовать. И вы узнаете много волшебного сказочного в зимнем лесу

(Звучит музыка Грига или А. Вивальди)

-Вот мы и добрались до полянки. Присядем на пенечки и отдохнем немного».

(Дети садятся.)

Зима:

«Я стараюсь быть добрей,

Я деревья согреваю.

А вы знаете, ребята, как?»  

Дети: «Укрываешь снегом корни».

Зима: «А как деревья готовятся к зиме?»

Варианты ответов детей (сбрасывают листья, замедляют рост и пр.)

Воспитатель: «Зимушка – зима, я тоже хочу рассказать, как деревья готовятся к зиме. Каждое дерево «хитрит», чтобы сберечь тепло не допустить мороз глубоко внутрь себя: все лето деревья откладывают под кожицей ствола, веток своеобразный панцирь – пористую, пробковую ткань, которая не пропускает ни воду, ни воздух. Собрав за лето силы, деревья перестают расти, погружаются в глубокий сон. Кстати, и листья они сбрасывают по осени, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. В свою очередь, сброшенные с ветвей и гниющие по земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания. Но самая лучшая защита от мороза – пушистое, снежное покрывало, окутывающее лес. Чем больше снега, тем лучше для деревьев.»

Зима: «Правильно, я так люблю, когда везде порядок. Земля укрыта снежком, а помогают мне подружки – снежинки.»

Ребенок:

«Зимний лес искрится

Снежной белизной,

И туман клубится

Над синею тропой.

Елочки – красавицы

Застыли на опушке,

А снежинкам нравится сверкать на их макушке.»

Зима: «Мне нравится смотреть как снежинки кружатся в танце и укрывают землю. Вот вам шарфики – голубые – снеговые.»

Танец «Снежинок» под вальс Гречанинова.

Зима: «Молодцы, снежинки укрыли землю снегом. Ведь под корой пней, покрытых снегом, спрятались мелкие букашки, пауки, улитки, червяки, а в коре между корнями свернулись колечком ящерица. В канавах, под опавшими листьями, спят лягушки. А неподалеку под кучей хвороста, заснул ежик – их злейший враг.»

Воспитатель: «Ребята, а все ли деревья сбрасывают листья зимой?»

Дети: «Нет. Зимой елка остается зеленой.»

Воспитатель: «Почему?»

Дети: Ее листочки – иголки покрыты восковым налетом и не испаряют влагу.

Воспитатель: «Ребята, а я вот знаю, что елки и сосны сбрасывают хвою. У сосны хвоя сохраняется в течение 2-3 лет, а у елей в течение 5-7 лет, только хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. И мы не замечаем этого, потому что на смену старой хвое весной приходит молодая.»

Зима: «Ребята, а лиственница – это хвойное дерево?»

Ответы детей.

Зима: «А она сбрасывает свою хвою осенью?»

Ответы детей.

Воспитатель: «Зимушка – Зима и вы, ребята, посмотрите, а у этих елочек не укрыты снегом корни. Они могут замерзнуть. Как же им помочь?»

Зима: «Мы сейчас с ребятами им поможем.»

Проводится эстафета со снежками «Спасаем деревья от мороза».

Воспитатель: «Молодцы, Зимушка – зима и вы, ребята, укрыли елочки снежком, теперь не страшен им мороз.»

ТРЕНИНГ

Воспитатель: «Ребята, подойдите к елочке и посочувствуйте им, обнимите, погладьте веточки, погрейте дыханием, скажите ласковые слова».

Зима: «Молодцы, ребята, я вижу, что у вас добрые сердца».

На пол падает шишка.

Воспитатель: «Ой, кто это там хулиганит, кто бросается шишками?»

Дети: «Белочка»

Воспитатель: «Ребята, а для чего нужны шишки, кто питается семенами шишек?»

Дети: «Белки, мыши, клесты, дятлы»

Воспитатель: «А где живет белка?»

Ответы детей.

- А какую еду белка запасает с осени на зиму?

Варианты ответов детей. (орехи, желуди, грибы)

- А что делает медведь зимой?

Ответы детей. (спит в берлоге)

Зима: «Ребята, помогите мне сочинить сказку. Медведь готовится к зиме. Он приготовил себе берлогу. Только хотел лечь в нее и заснуть, как увидел что-то такое, чего никогда не видел. И так медведь удивился, то даже забыл о спячке. Что мог увидеть медведь?»

Дети сочиняют сказку.

Поют песню и инсценируют «Почему медведь зимой спит».

Воспитатель: «А сейчас я ребятам загадки загадаю:

1. По снегу петляла, следы заметала

И скрылась плутовка в чащобе лесной

Охотник угнаться не смог за …. (лисой)

2. Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый?. (медведь)

3. Безобидный и незлючий

Лишь от страха он колючий

Не пугай его, не трожь

И колоть не будет (еж)

4. Кто любит по ветвям носиться,

Конечно, рыжая?. (белка)

Воспитатель: «Зимушка – зима, а ты любишь загадки отгадывать, ребята сейчас тебе загадают».

Дети загадывают загадки.

Раздается стук дятла (грамзапись).

Воспитатель: «Ой, а кто стучит в лесу?»

Дети: «Это дятел.»

Воспитатель: «А почему он стучит, наверное к нам придти хочет?»

Варианты ответов детей. (достает насекомых из-под коры).

Воспитатель: «А как называют еще дятла?»

Дети: «Лесной доктор.»

Раздается чириканье воробьев (грамзапись).

Зима: «А это кто шумит, чьи это голоса?»

Ответы детей.

Зима: «Им хорошо зимой. Они на деревьях живут, а что делают зимой гуси, утки, лебеди, где живут? Ведь на озерах и реках замерзло?»

Дети: «Они улетают на юг.»

Зима: «А какие еще птицы улетают на юг?»

Дети: «Скворцы, ласточки, грачи, кукушки, иволги, соловьи, журавли и пр.»

Зима: «Почему они улетают на юг?»

Варианты ответов детей. (Перелетные птицы питаются насекомыми, а насекомых зимой нет. Зимующие птицы кормятся зимой семенами, плодами, жучков из-под коры достают.

Воспитатель: «Послушайте стихотворение: «Покормите птиц».

«Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце сеть и для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось,

Нам встречать весну.»

Воспитатель: «Ой, ребята, посмотрите на улице зима, а на дереве гнездышко. Разве такое может быть? Как вы думаете?»

Варианты ответов детей. (Это гнездо клеста. Они зимой выводят птенцов.)

Воспитатель: «Гнездышко у них очень теплое – там и пух, и перо, а сверху – птица – мать согревает своим теплом голых птенцов. А клест-отец кормит малышей и мать семенами хвойных шишек.»

Зима: «Вижу хорошие вы друзья природы. А хотите поиграть в игру?»

Игра «Зимушка – зима и лесные обитатели».

Воспитатель: «Вот спасибо Зимушка – зима за интересное путешествие по лесу, а сейчас нам пора в детский сад. Где наши лошадки с колокольчиками?»

Дети «уезжают» в группу.

Публикации по теме:

«Волшебный календарь»«Волшебный календарь» Это дидактическое пособие было изготовлено из старой рекламной фоторамки. Работает оно от батарейки,при нажатии на кнопку перелистывает странички.

Природная тропа в здании детского садаПриродная тропа в здании детского сада Остановка "Кактусарий" Рукотворный мир (кактусы, сделанные приемом "модульное оригами" и кактусы-живая природа)Дети стоят за бортиком,.

Автор публикации:
Занятие с использованием зимней экологической тропы «Весёлое путешествие»
Опубликовано: 14 декабря 2011 в 18:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие с использованием зимней экологической тропы «Весёлое путешествие»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Палишина (УИ 2501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД