Мария Савина
Конспект занятия социального педагога для детей старшего дошкольного возраста «День прав и обязанностей ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
Задачи:
- Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия социального педагога для детей старшего дошкольного возраста „День прав и обязанностей ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
-Чтение художественных произведений: К. И Чуковский "Доктор Айболит", "Бармалей", "Тараканище"; Н. Носов "На горке"; И. Туричин "Человек заболел"; В. Осеева "Волшебное слово"; русские народные сказки: "Снегурочка", "Маша и медведь", белорусская сказка "Жихарка" и др.
-Разучивание пословиц, стихотворений о правах ребенка
-Рассматривание иллюстраций
-Рисование на тему "Я люблю свою маму", "Моя семья"
-Проведение занятий на тему "Дом, в котором я живу", "Назови свои имена"
Материал:
Картинки с буквой "Я", генеалогические древа, календарь, доска, плакаты, свидетельство о рождении.
Ход занятия:
(Дети и воспитатель входят в зал.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь много плакатов. Подходите, посмотрите, что на них изображено.
(Дети осматривают плакаты. Затем встают полукругом перед воспитателем.)
Воспитатель: Как вы думайте, о чем эти картины?
Ответы детей.
(Вбегает Незнайка.)
Незнайка: Ой-ой-ой, хоть кого-то встретил! Я – Незнайка, гулял по лесу и нашел странную карту, посмотрите.
(Незнайка подходит поближе к детям, достает из сумки календарь и показывает.)
Воспитатель: Это не карта. Что это ребята?
Дети: Это календарь!
Воспитатель: А зачем же он нужен?
Дети: Чтоб знать какой сегодня число, день недели, месяц, год.
Воспитатель: Расскажите, почему в календаре, одни числа- черные, а другие - красные?
Дети: Красные числа- это праздники, а черные числа- это будни.
Воспитатель: Вот, Незнайка, теперь понимаешь, что такое календарь?
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь знаю. А то нашел под деревом, а что делать не знаю!
(Убирает календарь в сумку)
Ой! А что это у вас тут такое? Картины везде развешаны.
(Незнайка осматривает плакаты. Затем встает перед детьми)
Незнайка: И зачем это все? Ничего не понимаю!
Воспитатель: Это картины с правами и обязанностями детей.
Незнайка: Как! У детей есть права? Да еще и обязанности! А я и не знал!
Воспитатель: Вот это да! У Незнайки большая беда, большая проблема! Как же так, ребенок обязательно должен знать свои права и обязанности! Ребята, поможем Незнайке?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, какие у детей есть права.
(Дети также стоят в полукруге)
Ребенок:
Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Незнайка: Я, кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у меня в кармане!
(Также стоит перед детьми, начинает искать в карманах)
Где же оно?
Воспитатель: Давай я тебе помогу!
(находит конверт в кармане, открывает, достает карточки с буквой "Я" (7 шт.,
Воспитатель: Ну ка посмотрим, что это такое…хм…Кажется я поняла.
(выкладывает их на доске)
Сколько букв "Я"? Верно, семь! Семь -Я! Что у нас получается?
Дети: Семья!
Незнайка: Расскажите мне, что это за право?
(Дети поднимают руку и отвечают с места, в полукруге.)
Ребенок: Каждый ребенок имеет право на семью.
Ребенок: Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой
Ребенок: У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.
Ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: А ты знаешь, Незнайка, о семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа?
Незнайка: Как интересно! А вы научите меня?
Воспитатель: Обязательно! Но сначала, посмотри, какие древа приготовили дети.
(Незнайка и дети подходят к столу, вместе рассматривают генеалогические древа. Затем беседа возле стола.)
Воспитатель: Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи?
Дети: Чтобы знать своих родственников.
(Дети обратно встают в полукруг. Незнайка перед детьми.)
Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Дети сжимают левую руку в кулак, а правой постепенно разгибают на левой руке каждый палец. Движения сопровождаются текстом.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Незнайка: Я все понял, у детей есть право на семью, и у меня есть право на семью.
Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности дома есть у вас?
(Дети поднимают руку и отвечают, в полукруге.)
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Замечательно! Незнайка, ребята хотят с тобой поиграть еще! Согласен?
Незнайка: Согласен! А что мне нужно делать?
Воспитатель: Тебе нужно быть внимательным и сообразительным!
(Игровое упражнение «Отгадай и назови»
Дети стоят в полукруге, по очереди показывают без слов движения, которое на ушко скажет им воспитатель. Незнайка подходит к каждому ребенку и отгадывает, что он делает. По окончании игры дети стоят в полукруге и слушают воспитателя.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень весело поиграли. А это значит, что у вас есть право на развлечение. Как вы развлекаетесь?
(Ответы Незнайки и детей. Желающий поднимает руку и рассказывает.)
Воспитатель: Давайте еще поиграем.
(Игровое упражнение "Покажи, как"
Ход: Дети также стоят в полукруге, с помощью мимики показывают выражение лица по заданию воспитателя. Незнайка выполняет задание вместе с детьми.)
- нахмуриться, как - осенняя туча,
- улыбнуться, как- солнышко;
- разозлиться, как жадина
- испугаться, как трусливый заяц
- устать, как трудяга- муравей
Воспитатель: Да, ребята, есть право на развлечение. Но еще и есть обязанность правильно и культурно себя вести. Быть вежливыми, никому не мешать, дружить и не ссорится.
Незнайка: теперь будем знать!
Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку - Тебе дано, а люди пользуются. Что же это?
Дети: Имя.
Воспитатель: Правильно, имя. У каждого ребенка есть право на имя. Как вы думайте, а какие обязанности?
(Ответы Незнайки и детей.)
Воспитатель: Дети обязаны друг друга называть по имени, ласково и по-доброму.
Воспитатель: Незнайка, для того, чтобы ты лучше познакомился со всеми детьми, мы приглашаем тебя поиграть.
(Игра «Обратись по имени»
Дети и Незнайка встают в круг. Дети по очереди хлопают 3 раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его ласковым именем. Игра повторяется еще раз, детям нужно придумать другое ласковое имя.)
Воспитатель: Вставайте, ребята, в круг, хлопните 3 раза, поворачиваясь лицом к соседу, и обращайтесь к нему ласково. Например: Сашенька, Лизонька и т. д.
(Все участники остаются в круге.)
Незнайка: Знаете, друзья, у меня есть бумага с моим именем, но я не знаю зачем она нужна. Посмотрите? Может знаете, что с ней делать?
(Незнайка достает из сумки бумагу, показывает "Свидетельство о рождении». Дети рассматривают).
Воспитатель: Написано, свидетельство о рождении…Да это же твое свидетельство о рождении! Очень важный документ! Ребята, как вы думайте зачем нужно свидетельство о рождении?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще в этом документе закреплено право ребенка на имя. Ребята, посмотрите, свидетельство пустое, без узоров и украшений. Чтобы вы хотели с ним сделать?
Дети: Украсить. Нарисовать красивые рисунки.
Незнайка: Правда, украсите? Мне будет так приятно!
(Рисование " Нарисуй узор, какой ты хочешь"
Дети проходят к столу, с цветными карандашами, на столе вместе рисуют узоры на бумаге. После снова встают в полукруг. Воспитатель и Незнайка перед ними. Воспитатель берет в руки лист и обращается к Незнайке.)
Воспитатель: Любимый наш, Незнайка, мы украсили для тебя это свидетельство. Теперь твой документ стал по-настоящему сказочным.
(Отдает документ.)
Незнайка: Спасибо, ребята, я очень рад. Теперь буду хвастаться и показывать свидетельство о рождении своим друзьям!
(Убирает свидетельство в сумку.)
Воспитатель: Ребята, это еще не всё! Осталось еще одно право - это право на медицину и сохранение своего здоровья. Но не забывайте про обязанность. Как вы думайте какая обязанность детей по сохранению своего здоровья?
Ответы детей и Незнайки.
Воспитатель: Все правильно вы говорите. Давайте же прямо сейчас поддержим свое здоровье и потанцуем.
(Дети встают в две линии перед воспитателем, находясь немного далеко друг от друга. Незнайка выполняет задание вместе с детьми.)
Флэш-моб. Музыка: «Непоседы» Моя семья
Движения:
1. Руки на пояс. Шаг влево, вправо, вперед, назад. (3 раза)
2. Стоя на месте. Одна рука вверх, пальцы растопырены, тянуться вверх. (2 раза на каждую руку)
3. Шаг в влево, нога высоко согнута в колене, рука вверх. Шаг в право, нога высоко согнута в колене, рука вверх. (2 раза в каждую сторону)
4. Руки согнуты в локтях. Неспешные повороты вокруг себя, хлопок. (1 раз влево, 2 вправо)
5. Шаг вперед, рука вытягивается вперед одновременно. Рука сжата в кулаке.
6. Повтор.
(По окончании флэш-моба дети встают в полукруг. Незнайка перед ними.)
Незнайка: Вот это да! Как много прав, да еще и обязанностей, теперь я знаю больше! Спасибо, ребята, что поиграли со мной.
Рефлексия.
Воспитатель:
Сегодня мы не только играли, но и узнавали.
- Какие права вы теперь знаете?
- А обязанности?
- Какие игры вам понравились?
- Что лучше всего запомнили?
- Понравилось занятие?
Незнайка: Я теперь тоже многое знаю про свои права и обязанности. И свидетельство о рождении у меня теперь очень красивое.
Воспитатель: Мы с вами провели сегодня необыкновенный день и помогли нашему новому другу. Давайте еще раз Незнайке расскажем о правах.
(Дети также стоят в полукруге)
1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
2. Он имеет право жить, развиваться и дружить;
3. Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
4. Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
5. Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
Воспитатель: И любить, и быть любим
Все: Он на свете не один!
Незнайка: Большое спасибо, за то, что все мне рассказали, объяснили, поиграли.
Воспитатель: И правда, весело мы поиграли, давайте попрощаемся с Незнайкой.
Дети: До свидания!
Незнайка: До свидания!
(Незнайка уходит)
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Все молодцы, хорошо играли, старались, отлично поработали.