Ольга Курочкина
Занятие-тренинг с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с родителями»
Занятие—тренинг с родителями воспитанников подготовительной группы МКДОУ д\с «Буратино» п. Октябрьский Фаленского района Кировской области Курочкина Ольга Васильевна Воспитатель МКДОУ д/с «Буратино» п. Октябрьский Фаленского р-на, 2012 год
Содержание
Предварительная работа. Цель тренинга. 3
Вводная часть. 4
Основная часть. 4
Заключительная часть. 7
Самоанализ тренинговой работы. 8
Литература. 10
Приложение 1. 11
Приложение 2. 12
Предварительная работа с родителями :
Публикация «Занятие-тренинг с родителями воспитанников» размещена в разделах
Рекомендации желательного поведения в тренинговой группе (Приложение 1).
Ознакомление с правилами контакта с группой (Приложение 2).
Цель тренинга:
создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы;
настрой на позитивный контакт между воспитателем и родителями воспитанников.
Количество участников: 6—12 человек.
Вводная часть.
Психологическое упражнение «Свеча»
(Монтессори-технология, адаптировано для взрослых)
Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.
Ведущий. Начать встречу мне поможет свеча. Дети нашего детского сада встают в круг, передают свечу из рук в руки, говорят друг другу добрые слова и пожелания, заряжаются положительной энергией на весь день. Так сделаем и мы с вами. Только присядем на стулья, образуя круг.
Свеча— камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.)
Использование этого и аналогичных упражнений во вводной части позволяет формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему Я, развивать чувство эмпатии[5, с. 11].
Основная часть.
Упражнение «Мудрость ангелов»
Цель: преодоление негативных позиций в отношении собственных детей; помощь в осознании качества характера своего ребенка.
Задание 1.
Подумайте, пожалуйста, в течение одной минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок.»
А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение пяти минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Осталась одна минута, вам необходимо завершить работу.
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:
первая—те, которые вас устраивают в вашем ребенке; вторая — те, которые вы бы хотели изменить в нем.
Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных. Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.
Задание 2.
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
• на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты.
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.
И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
Задание 3.
Работа проходит в группах по 5—6 человек. Группы делятся по любому признаку - на усмотрение тренера.
Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи - то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы— 10 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах.
Процедура. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.
Выступление каждой группы.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора ( например: упрямство, так как это близко к настойчивости.).
Задание 4.
Обратная связь.
. - Обсуждение в кругу:
- Легко ли вам было выполнять эту работу?
- В чем сложность?
-Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера? - Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?
- Насколько после проделанной работы вы их принимаете?
В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.
А сейчас послушайте притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.
Притча о двух ангелах.
Однажды по земле путешествовали два ангела старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
- Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому
— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил
— Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Анализ.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь [7, с. 165].
Заключительная часть.
Упражнение «Горная вершина».
Задача приводимой медитации-визуализации — помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.
Сядьте поудобней и расслабьтесь, закройте глаза.
(Звучит негромкая релаксационная музыка)
— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы. можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами. Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами. Далеко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней.
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и значительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки.
Пауза.
- Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира…Поблагодарите его. (Музыка утихает).
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия. [7, с. 178].
Самоанализ тренинговой работы с родителями воспитанников подготовительной группы МКДОУ д\с «Буратино» п. Октябрьский.
Тренинговое занятие проводится с группой в количестве 8—12 человек. Группа гендерно однообразна: присутствуют женщины в возрасте 25—35 лет.
Организация тренингового пространства: традиционная круговая посадка, пропорциональный круг.
По типу занятие комбинированное, познавательно-игровое.
Во вводной части тренингового занятия применяется психологическое упражнение «Свеча», цель которого заключается в создании определенного психологического настроя, расположении участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.
Поставленная выше цель достигнута, присутствующие родители после упражнения активно включились в процесс совместной деятельности. Чувствуется общий психологический настрой и общение носит более свободный характер. У присутствующих сформировалось чувство принадлежности к данной группе, позитивное отношение к своему Я, развивается чувство эмпатии.
В основной части тренинга проводится упражнение «Мудрость ангелов». Цель этого упражнения сводится к преодолению негативных позиций в отношении собственных детей. Данное упражнение помогает родителям осознать качества характера своего ребенка.
В ходе упражнения достигнута поставленная цель, родители с другой стороны посмотрели на качества своего ребенка. С помощью друг друга они увидели своих детей с другой стороны и с удивлением отметили, что можно любую ситуацию использовать с пользой для себя и любое качество может стать положительным при приложении к нему позитивных усилий и старания.
В заключительной части тренинга проводится упражнение «Горная вершина».
Задача приводимой медитации-визуализации — помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.
Данная задача успешно выполнена, чему способствовало соответствующее музыкальное сопровождение, которое создавало дополнительный психологический настрой на применяемый вид техники. Родители взглянули на свои проблемы и вопросы воспитания детей с другой стороны и сами осознали выбираемые позиции. Они почувствовали уверенность в себе и в своих детях. Позитивный настрой после данного упражнения поможет в дальнейшем общении с детьми.
Интеграция представляет собой назначение связать новый опыт с реальной жизнью и психологическими возможностями родителей и детей : обсуждение видов деятельности, испытанных чувств, самооценка своих способностей и качеств личности ребенка, обнаружение в себе творческих и позитивных качеств.
Резюмирование— обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся в реальной жизни.
Итог данного тренинга заключается в том, что родители пересмотрели свои позиции в воспитании ребенка и в предъявлении ему каких-либо требований. Каждый родитель сам сделал для себя выводы и пересмотрел последовательность действий.
В процессе взаимодействия в группе присутствовал положительный контакт и позитивное эмоциональное общение.
Данный вид работы в группе применялся впервые: для всех присутствующих это первый опыт тренинговых упражнений. Но не смотря на это все присутствующие испытали положительные эмоции и позитивные впечатления.
Применение тренингов в работе с родителями позволяет эффективнее использовать методы и приемы.
Рефлексия. Мобилизация участников тренинга на самооценку. Происходит самооценка своей работоспособности, своих ресурсных возможностей, психологического состояния.
Литература:
1. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. —СПб. : Речь, 2007.—283 с.
2. Старшенбаум Г. В. Тренинг навыков практического психолога: интерактивный учебник: игры, тесты, упражнения. 2-е изд. –М. :Психотерапия, 2008.
3. «Понять себя. Понять других» (коммуникативный тренинг). Шамсиева Р. К., педагог-психолог. С. 106. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2008 год.
4.«Релаксационные упражнения». Кудрявцева О. Н. с. 13 Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 2008 год.
5.«Активные методы обучения на методических объединениях». Зебзеева В. С. 10. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2008 год.
6.«Новое открытие радости общения» Гельмут Фигдор. С. 35. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2007.
7. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. — М. : Эксмо, 2007. — 416 с. — (Образовательный стандарт ХХI).
Приложение 1
Рекомендации желательного поведения в группе
Участие в группе будет особенно полезным для тебя, если ты чаще будешь вспоминать такие правила:
-Будь сосредоточен (а). Чаще думай о том, чего хочешь от группы.
Перед каждой встречей группы найди время спросить себя, чего ты ждешь от этой встречи.
-Будь гибким (ой). Даже четко представляя, чего ждешь от этой встречи, будь готов (а) принять и то, не входит в твои планы.
-Будь «жадным (ой) в работе». Успех группы зависит от твоего желания работать на пользу себе. Если постоянно будешь ждать «своей очереди» или попытаешься прикинуть, на какую часть времени занятия имеешь право, будешь подавлять свою спонтанность, --то вскоре с разочарованием увидишь, что твое время так и не приходит.
-Чаще вспоминай о чувствах. Важно делиться мыслями, но еще важнее говорить о чувствах. Реже начинай со слов «по моему мнению…», «я думаю…», а чаще—со слов «я чувствую…».
-Больше выражай себя. Часто мы не осмеливаемся выражать свои мысли и чувства, потому что боимся показаться глупыми. Однако не следует забывать, что группа является идеальным местом, где можно увидеть, что происходит, когда выражаешь то, что чувствуешь. Если что-либо чувствуешь по отношению к группе или к некоторым участникам, обязательно выскажи. Ведь существует большая разница между мыслями про себя и высказываниями вслух.
-Не жди. Чем дальше будешь откладывать активное участие в группе, тем труднее будет начать.
-Не молчи. У молчащего (ей) значительно меньше шансов получить от других участников важные сведения о себе, кроме того, они нередко думают, что ты только наблюдаешь и оцениваешь их. Своим молчанием ты лишаешь других возможности поучиться у тебя.
-Экспериментируй. Группа является местом, где ты можешь свободно и безопасно разносторонне показать себя. Попытавшись здесь, кое-что сможешь затем перенести в обычную жизнь.
-Не жди, что все изменится внезапно. Дай себе время изменить себя и свою жизнь в нужном направлении. Ничто не происходит сразу.
-Избегай советов и задавания вопросов. Твои мысли и чувства, высказанные другому, ценнее любого совета. Спрашивать надо так, чтобы собеседник раскрылся, а не замкнулся или вынужден был защищаться.
-Обращайся прямо. Не говори о других в группе в третьем лице. К каждому обращайся непосредственно.
-Не торопись с помощью. Если кто-то говорит о своих наболевших проблемах, не спеши прерывать его и утешать его. Человек совершенствуется, переживает боль,--позволь ему иногда это.
-Реагируй. Если кто-нибудь говорит что-либо о тебе, реагируй—неважно, положительной или отрицательной будет твоя реакция. Это повышает доверие в группе.
-Будь открытым (ой) на реакции других. Принимай любые реакции на тебя, а не только приятные тебе. Однако не спеши слишком быстро со всем соглашаться или сразу все отвергать.
-Реагируй на терапевта (ов). Делая это, сможешь лучше понять свои реакции на авторитеты вообще.
-Не навешивай ярлыки ни на себя, ни на других. Сразу реагируй, если кто-либо смотрит на тебя слишком односторонне.
-Решай сам (а, насколько раскрываться.
-Используй опыт группы. Постарайся применять в жизни то, что узнал (а) и чему научился (лась) в группе[2, с. 36].
Приложение 2
Правила контакта с группой:
- Обращаясь ко всей группе, старайтесь поддерживать позицию «мы» и «нам», а не «вы», «вам». Например, «Сейчас мы будем выполнять следующее упражнение…»
- Обращаясь ко всей группе, старайтесь использовать или различные модальности (зрительную, слуховую и т. д., или нейтральные.
- Частично отражайте поведение отдельных участников группы в тот момент, когда вам важен контакт именно с ними.
- Уважайте личное пространство каждого участника, поддерживайте оптимальную физическую дистанцию.
- Не вступайте в спор с участниками группы. Спор—это противостояние, которое разрушает контакт[2, с. 248].
Способы фасилитации (англ. облегчать, содействовать) :
- Концентрация внимания на сопротивлении внутри группы, оказание помощи участникам группы в осознании того, когда они сдерживают общее движение и почему.
- Поощрение членов группы к открытому выражению их чувств и ожиданий.
- Обучение членов группы умению концентрироваться на себе и своих чувствах.
- Обучение членов группы прямому и открытому обращению друг к другу.
- Работа над развитием атмосферы доверия, которая поощрит членов группы к принятию риска.
- Обеспечение поддержки на этапе опробования новых форм поведения.
- Формирование стиля взаимодействия, который ориентирован на взаимодействие между членами группы, а не на общение между консультантом и членами группы.
- Поощрение прямого выражения конфликта.
- Помощь членам группы в преодолении барьеров, препятствующих установлению прямой коммуникации между членами группы.
- Помощь членам группы в интеграции того, чему они научились в группе, и изыскание путей приложения этих знаний к повседневной жизни.
- Помощь членам группы в достижении близости за счет принятия заботы о любом незавершенном событии, произошедшем в группе.