Папки-передвижки

Занятие «Тряпичная кукла-оберег» (1 фото)

Светлана Завьялова
Занятие «Тряпичная кукла-оберег»

Программное содержание:

• Создать условия для изготовления тряпичной куклы

• Продолжать развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности

• Развивать умение выделять и использовать средства выразительности

• Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения

• Знакомить детей с произведениями народного искусства (поговорки)

• Развивать мелкую моторику, воображение, положительные эмоции

• Воспитывать толерантность, сопереживание, бережное отношение к игрушкам

Публикация «Занятие „Тряпичная кукла-оберег“» размещена в разделах

• Развивать полоролевое взаимодействие

Материалы к занятию

• Макет домика

• Фабричные игрушки

• Образец тряпичной куклы

• Ткань, бисер, греча, толстая нить, проволока

• Шкатулка

• Колыбель

Занятие «Тряпичная кукла-оберег»

Организационный момент.

(звучит народная песня "Колыбельная")

Педагог убаюкивает куклу, призывая детей создать условие для сна куклы - тишину.

Кукла засыпает, Аня укладывает куклу в коляску, а Юра качает.

Вступительная часть.

- Ребята, посмотрите, как много разных игрушек в нашем детском доме. Эти игрушки сделаны на фабриках. А раньше игрушки делали своими руками. Хотите узнать, какие они были? Для этого нам нужно войти в дом. Но для того чтобы дом открыл свои двери, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем

И в гости приглашаем.

Проходите пожалуйста,

Садитесь за красивый стол,

На красивый стул.

Удивляйтесь!

- Мы проговорили с вами волшебные слова, размяли пальчики и теперь можем зайти в дом. Ой, а кто это нас встречает?

- Нравится вам кукла?

- Из какого материала она сделана?

- Какие части тела мы видим у куклы?

- А чего нет у куклы?

- Куколки не имели лица, считалось, что в безликую куколку не может вселиться злой дух и навредить.

- Давайте сделаем такую же?

Сообщение темы.

- Я предлагаю вам сделать сегодня куклу своими руками и подарить ее ребятам, которые к нам скоро придут, потому что кукла, сделанная своими руками, всегда будет хранить тепло ваших ручек. Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки.

Объяснение темы.

- Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие инструменты, которыми человек мог пораниться, поэтому тряпочки и нитки, будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Для того, чтобы изготовить тряпичную куклу брали лоскут ткани, набивали его другими лоскутками или ватой и делали головку-узелок, связав по бокам получались ручки.

(Во время работы воспитатель рассказывает детям)

- На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла, была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали "вертеть" куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

- Давайте попробуем поставить куклу. Не стоит! Что необходимо для того, чтобы наша куколка могла стоять? (Туловище)

- Туловище набивали разными материалами, а какими именно вы узнаете, пощупав и отгадав материалы в волшебной шкатулке.

- Как вы думаете, что там?

(Дети нащупывают в шкатулке гречу, перемешанную с бисером.)

- Раньше куколок набивали гречкой и другими крупами – они назывались крупяничками, а куколок, которых набивали травами и соломой называли травницами. Но в нашем мешочке гречка и бисер перемешались! Надо разделить их – гречкой мы наполним туловище нашей куколки, а из бисера сделаем бусы.

Поговорки и пословицы:

Дело учит, мучит, да кормит.

Лишнее ремесло за плечами не виснет.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Творческая работа детей.

- Любили ли раньше дети играть?

- Во что они играли?

- Как вы думаете, чем занимались девочки раньше?

- Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица. Затем девочки играли с куклами : «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства. Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду. Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

А наша Аня сейчас попробует запеленать куколку, которую мы сделали.

- А чем занимались мальчики?

- Сыновья были главными помощниками отца. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель. Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми. Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал.

Для куколки Юра закрепит колыбельку.

- Как называется кукла, которую мы сделали из тряпочек?

- От чего она будет оберегать?

- Как можно играть с этой куклой?

- Теперь вы прямо как настоящая семья! Дайте своей куколке имя… Какие вы молодцы и рукодельники!

Подведение итогов.

- Как вы думаете, понравится ли новым ребятам наша куколка?

Звучит колыбельная.

- Вам осталось убаюкать свою дочку-куколку.

Публикации по теме:

Занятие в рамках кружка «Календарь оберегов. Традиционная тряпичная обереговая кукла» Цель занятия: приобщение обучающихся к историко-культурным традициям родного края. Задачи: Ознакомить- с темой «Обереги и.

Детско-взрослое сообщество «Народная тряпичная кукла»Детско-взрослое сообщество «Народная тряпичная кукла» Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с изготовлением.

Кукла-оберег «Валдайский колокольчик»Кукла-оберег «Валдайский колокольчик» Мои ребятишки очень любознательный и трудолюбивый народ! И мы, путешествуя по историческим страницам России, знакомились с национальными.

Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег» задачи: - формировать у детей познавательный интерес к истории русской куклы; - познакомить с куклой – оберегом; - развивать у детей.

Каркуша — народная тряпичная куклаКаркуша — народная тряпичная кукла Первый весенний месяц. Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников.

Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности «Тряпичная кукла»Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности «Тряпичная кукла» Непосредственная деятельность : художественно - эстетическая. Вид деятельности : конструирование. Программные задачи: 1. Знакомство с народными.

Консультация для родителей «Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей»Консультация для родителей «Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей» "Кто в куклы не играл - тот детства не видал" (рус. нар. мудрость) Народная кукла - огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших.

Кукла «Вишенка» — кубанская свадебная кукла-оберегКукла «Вишенка» — кубанская свадебная кукла-оберег Кукла Вишенка – кубанская свадебная кукла оберег. Богата кубанская земля. На ней переплелись обычаи, традиции, обряды издавна живших или.

Мастер-класс: тряпичная кукла «Баба-Яга»Мастер-класс: тряпичная кукла «Баба-Яга» Предлагаю мастер-класс куклы БАБЫ-ЯГИ. Кукла БАБА-ЯГА - это мощный оберег домашнего очага. Все окружающее нас пространство – это огромный.

Мастер-класс с родителями «Кукла-оберег»Мастер-класс с родителями «Кукла-оберег» Мастер – класс с родителями «Кукла – оберег» Цель: развитие интереса к истокам народного творчества. Задачи: 1. Формировать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Тряпичная кукла-оберег»
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 04:30
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД