Папки-передвижки

Занятие в подготовительной группе по формированию целостной картины мира (экология) «Зимующие птицы»

Ольга Дегтярёва
Занятие в подготовительной группе по формированию целостной картины мира (экология) «Зимующие птицы»

Непосредственная образовательная деятельность

в подготовительной группе

по формированию целостной картины мира (экология)

«Зимующие птицы».

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей обобщенные знания о зимующих птицах, познакомить с понятием «кочующие птицы». Продолжать формировать умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи. Способствовать развитию навыков инсценировки с использованием различных средств выразительности. Развивать связную речь детей, учить давать полные ответы на задаваемые вопросы; обогащать словарь за счет слов: зимующие, кочующие птицы, кормушка, клёст, свиристель. Активизировать внимание и память детей. Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к птицам, интерес к ведению наблюдения за ними.

Публикация «Занятие в подготовительной группе по формированию целостной картины мира (экология) „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций и картин по теме «Птицы», «Зимующие птицы»; разучивание инсценировки сказки Сладкова «Курорт «Сосулька»;

чтение рассказов; разучивание стихотворений и загадок;

слушание аудиозаписи с голосами зимующих птиц; наблюдение в природе за птицами.

Материалы и оборудование:

Презентация «Зимующие птиц», семена растений; плоды калины, рябины, шапочки – маски (Белая Сова, Свиристель, Сорока, Снегирь, Белая Куропатка).

Ход.

Дети, давайте послушаем стихотворение З. Александровой «Мы кормушку смастерили», которое расскажет Никита Л.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник скворец.

Вот и песенке конец.

- О какой столовой говорится в этом стихотворении? (кормушке для птиц).

- Какие птицы прилетели на обед? (Воробей, снегирь, синицы, вороны, воробьи, голубь сороки, скворец).

- Как называют этих птиц? (зимующие).

- Все эти птицы зимующие? (скворец нет).

- Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (щеглы, клесты, свиристели, совы).

- Почему их называют зимующими? (не улетают на юг на зиму).

- Подумайте и скажите, нужны ли кормушки птицам летом?

- Почему нет? (летом много корма).

Хорошо, молодцы. А сейчас поиграем в игру «Отгадай загадку».

Будьте внимательны, загадки будут сложные.

Непоседа, пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока).

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел).

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

- Получается прыжок. (Воробей)

За синие крылья она так зовется

И в холод, и в зной ей так звонко поется.

В рубашечке желтой и впрямь невеличка

Так как же ее назовешь ты?.(Синичка)

В старину с собой в дорогу

Эту птицу брали.

Вместе с ней домой обратно

Письма отправляли.

Эта птица – почтальон

Вести приносила в дом.

Неспроста сейчас она-

Символ Мира и Добра (Голубь)

Всю ночь летает

- Мышей добывает.

А станет светло

- Спать летит в дупло. (Сова)

Очень хорошо, ребята, вы умеете отгадывать загадки, но ещё загадку хочет загадать Кирилл В.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Диана Л. тоже приготовила для вас загадку

Вот птичка так птичка, не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка и не козодой.

Но эта вот птичка, хоть и невеличка,

Выводит птенцов только лютой зимой. (Клёст)

Ребята, скажите это зимующие птицы или нет?

Правильно это тоже зимующие птицы, но их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это клесты, снегири, чечетки, свиристели. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами.

Дидактическая игра «Кто - чем питается».

- Устали? Отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Снегири».

За углом для птиц новинка «Шагают» пальцами по столу.

Там столовая «Рябинка».

Погляди – ка, детвора, Сжимаем и разжимаем кулачки.

Взошла красная заря.

Снегири, скорей проснитесь Открываем клювики.

И рябинкой угоститесь. «Клюют» пальцы в щепотке.

Ребята подготовили для нас инсценировку сказки Сладкова «Курорт «Сосулька».

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.

Спасибо нашим артистам. Что вы можете рассказать о кочующих птицах? (ответы детей)

Ребята, вот как много мы узнали сегодня о зимующих птицах.

Физкультминутка «Ворона».

Вот под ёлочкой зелё ной скачут весело вороны: дети бегают, размахивая руками,

Кар-кар-кар (громко) как крыльями.

Целый день они кричали, спать ребятам не давали;

Кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают: садятся на корточки, руки под щёку

Как-кар-кар (тихо) засыпают.

Как хорошо наши «вороны» полетали, отдохнули.

А сейчас, посмотрим презентацию «Зимующие птицы».

Текст презентации. Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. Птицы, как и всё живое готовятся к зиме. Они меняют оперение на более теплое, густое и длинное. В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. В полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли или ветки. Так птички греются. Зимующие птицы (синицы, вороны, галки, дятлы, сороки) и птицы-гости (снегири, свиристели, клесты) собираются в стаи и слетаются поближе к жилью человека. В лесу и поле пропитания они не добудут, поэтому стараются быть поближе к людям. Знают: человек не оставит их в беде, накормит.

Ребята, чем мы кормим птиц зимой? (ответы детей)

Хорошо, молодцы, значит мы тоже помогаем птицам пережить холодную зиму.

Дегтярёва О. Н.

Воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ детский сад «Теремок»,

пгт Климово Брянской области

Публикации по теме:

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Проект «Гости нашего участка» (вторая младшая группа) Проект «Гости нашего участка» вторая младшая группа Вид проекта: исследовательско – творческий, краткосрочный Цель проекта: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в подготовительной группе по формированию целостной картины мира (экология) «Зимующие птицы»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 23:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД