Лучший педагог года

Занятие-экскурсия в мини-музей «Русская изба». Тема «Посуда»

Наталья Фролова
Занятие-экскурсия в мини-музей «Русская изба». Тема «Посуда»

Конспект игры-занятия в мини-музее «Русская изба» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Разработан учителем-дефектологом: Фроловой Н. Н.

Тема «Посуда»

Цель. Знакомство детей с русским бытом в старину.

Задачи.

Коррекционно-развивающие: развивать речевое дыхание, внимание, скорость реакции, логическое мышление при отгадывании загадок; расширять словарь по теме (печь, чугунок, ухват, мутовка коромысло, самовар). Развивать мелкую моторику кистей рук.

Публикация «Занятие-экскурсия в мини-музей „Русская изба“, Тема „Посуда“» размещена в разделах

Образовательные: продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с предметами домашнего обихода, кухоной утвари; познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к истории и русским народным традициям. Воспитывать культуру поведения за столом.

Материалы и оборудование: предметы посуды, старинной кухонной утвари (печь, чугунок, ухват, деревянные ложки, половник, коромысло, самовар, мутовка, русский народный костюм, угощение для чаепития.

Ход занятия-игры.

1. Вводная часть.

Хозяюшка. (встречает детей у входа в мини-музей).

Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

Проходите хорошо всё обглядите.

2. Основная часть.

2.1. Беседа о печи.

Хозяюшка. Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать, отгадайте-ка загадку.

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота.»

-Правильно, дети! Самое главное в деревенской избе - это печь.

Хозяюшка: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Печь — это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины). Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше даже мылись. То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Зимой в мороз кур под печкой держали.

(Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)

Хозяюшка: В нижней части печки остается свободное пространство — подпечье. Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь). Без печи хата - не хата.

Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед- то готовить надо! Может поможете мне? А в чём же варили еду? (Дети рассматривают чугун, горшок)

2.2. Игра «Варим щи» (дети складывают в чугун овощи, из которых варят щи)

2.3. Пальчиковая гимнастика «Варим компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

Хозяюшка. Чтобы щи сварить, нужно печку истопить. Топится она дровами. Каких дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).

Дети дрова кладут в печь, хозяйка печь затапливает.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала чугунок из печи.

2.4. Рассказ о горшке.

Отгадайте загадку.

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшегося до 2-3 ведер воды.

(Демонстрация горшков).

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть "нероней". Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».

Следующая загадка

Огня, Воды и Глины сын -

Пузатый глиняный … (кувшин).

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, а самая большая называется…

Загадка.

Среди ложек я полковник,

А зовут меня … (половник).

Хозяюшка показывает детям половник.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Но ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и потанцевать под народную музыку.

2.5. Игра на ложках.

Хозяюшка: Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать (ребёнок берёт чугун и ставит в печь).

А, чтобы угли не разгорались, их размешивали, отгадайте чем.

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

(хозяйка показывает).

Хозяюшка. Отгадайте загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Самовар – птица -жар!

Кран открывается, чай наливается!

2.6 Физкультурная минутка «Пьем чай!»

К самовару гости прибежали

(Дети стоят в кругу, один ребенок посередине)

Дружно чашки наполняли.

(Идут к середине круга, здороваются)

Вкусный чай у самовара.

(Расходятся)

Он с ромашковым отваром.

(Идут по кругу друг за другом)

Хозяюшка. Молодцы, ребята! А самоварчик наш, все кипит и кипит!

2.7 Дыхательная гимнастика «Самовар кипит».

И. п. Основная стойка. Правая рука лежит на груди, левая на животе. Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуках : ПШ-ПШ-ПШ-ПШ-ПШ…

2.8 Рассматривание самовара.

Хозяюшка. А теперь, давайте рассмотрим из чего же состоит наш самовар. Подойдите поближе, я вам расскажу.

Составные части самовара:

1. Стенка. (Основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)

2. Кувшин. (Внутренняя труба в самоваре, куда кладется топливо, сосновые шишки, щепки, угли, ветки)

3. Круг. (Литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)

4. Шейка. (Низ самовара)

5. Поддон. (Основание самовара)

6 Ручки.

7. Репеёк. (Фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)

Хозяюшка. Поставят хозяева самовар на стол, а к нему варенье, баранки, бублики, и сидят чаевничают, беседу ведут. А сейчас люди придумали другой чайник. Давайте их сравним.

2.9 Сравнение самовара и современного чайника.

Детям предлагается найти сходства и отличия самовара и чайника.

3.0 Рефлексия. Чаепитие.

Хозяюшка. А теперь прошу всех к столу, угощу всех чаем из самовара.

Хлебом солью привечаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Во время чаепития Хозяюшка спрашивает детей о том, что нового узнали дети, что понравилось при посещении музея.

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Одной из интересной и эффективной формой работы с детьми является создание мини - музея. В нашем саду прошёл смотр конкурс мини - музея.

Мини-музей «Русская изба» в группеМини-музей «Русская изба» в группе Россия - наша Родина. Мы должны научить детей любить ее, гордиться своей страной. С самого раннего детсва малышей необходимо приобщать к.

Мини-музей в ДОУ «Русская изба»Мини-музей в ДОУ «Русская изба» Мини-музей в ДОУ «Русская изба» В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе.

Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба»Музейный комплекс «Родник». Часть 3: мини-музей «Русская изба» Доброе время суток, дорогие мои друзья и гости странички! На просторах МААМ много рассказано про музей "Русская изба" и фотоотчетов много.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Фотоотчет «Первая экскурсия яслей в музей «Русская изба»Фотоотчет «Первая экскурсия яслей в музей «Русская изба» Наш детский сад №2 "Малышок" города Грязи уже несколько лет работает по направлению "Приобщение детей к истокам русской народной культуры".

Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба»Предметно-развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Русская изба» Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»Экскурсия в мини-музей «Русская изба» 24 октября, в завершении недели русского быта и традиций, мы вместе с детьми отправились в мини- музей «Русская изба», где прошло итоговое.

Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей»Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Конспект НОД «Встреча гостей» Цель: Формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас.

Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба»Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба» Выполнила: Старостина Н. М., руководитель кружка «Лисьмаприне» Цель мини – музея: • приобщать дошкольников к истории и культуре своего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие-экскурсия в мини-музей «Русская изба». Тема «Посуда»
Опубликовано: 15 марта 2021 в 14:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД