Папки-передвижки

Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционном процессе

Татьяна Емельянова
Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие образовательные технологии

в коррекционном процессе на группе компенсирующей

направленности для детей с ОНР

Емельянова Татьяна Григорьевна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 97»

Публикация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционном процессе» размещена в разделах

Оздоровление должно рассматриваться не только как совокупность лечебно-профилактических мер, но и как форма развития, расширения психофизических возможностей детей, для осуществления которого необходимы медицинские и психолого-педагогические методы в режиме саморазвития ребенка.

В МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» с 2007 года функционирует группа компенсирующей направленности для категории детей с ОВЗ, тяжелые нарушения речи.

С сентября 2012 года МБДОУ «Детский сад № 97 «Светлица» присвоен статус федеральной экспериментальной площадки по направлению: создание технологий оздоровительной физической культуры для дошкольников с ОВЗ на основе личностно-ориентированного подхода в условиях Крайнего Севера.

Цель экспериментальной работы: сохранение и укрепление здоровья дошкольника с ОВЗ и формирование здоровьесберегающей компетентности путем разработки и внедрения технологий по формированию у детей ОВЗ направленности основ культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры и основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях Крайнего Севера.

Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач. Он должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а способствовать его укреплению на коррекционно-развивающих занятиях, в том числе через применение здоровьесберегающих технологий.

Создаваемая педагогом коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья дошкольников.

Это технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, физминутки, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, биоэнергопластика и т. д.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни : точечный массаж, самомассаж, физкультурные занятия, ролевые подражательные и имитационные игры.

3. Технологии музыкального воздействия: логоритмические занятия, музыкальные упражнения, направленные на коррекцию речевых нарушений.

Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

В своей практической деятельности применяю следующие здоровьесберегающие компоненты :

1. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушения зрения.

2. Элементы Су Джок терапии.

3. Кинезиологические упражнения.

4. Биоэнергопластику.

Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения (приёмы из технологии В. Ф. Базарного, приёмы из развивающей кинезиологической программы А. Л. Сиротюк).

За основу мы берем упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаза из кинезиологической гимнастики, т. к. детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах. Используем в работе яркие игрушки из пальчикового театра и др.

Элементы Су Джок терапии: регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма, в частности, профилактики и коррекции речевых нарушений.

• стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д.

• эффективен и ручной самомассаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Чаще всего эта работа осуществляется на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.

Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т. п.

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.

Применяя кинезиологические упражнения, соблюдаю следующие условия:

• систематичность выполнения;

• постепенное увеличение темпа и сложности;

• точность выполнения движений и приемов;

• чередование учебных действий с кинезиологическими упражнениями; но во время занятий продуктивной деятельностью упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.

Биоэнергопластика: направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация естественного распределения биоэнергии в организме. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение. Формирует положительные личностные качества – уверенность в том, что он может донести себя и свои мысли до окружающих.

Неотъемлемым компонентом коррекционного процесса является артикуляционная гимнастика, включающая совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно.

Примерное планирование занятий с использованием артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой применялось мною в течение двух лет в работе с детьми старшего дошкольного возраста. При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. Планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает семь ступеней. Время перехода с одной ступени на другую варьировалось в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует:

• привлечению интереса детей к выполнению упражнений; поддержанию положительного эмоционального настроя воспитанника и педагога на протяжении всего занятия;

• развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления;

• достижению максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ;

• значительному облегчению постановки и введения звуков в речь.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходима тесная взаимосвязь с педагогами. Это заключается в логопедизации режимных моментов и занятий. Воспитатели в утреннее и вечернее время систематически организовывают работу, направленную на развитие у детей моторных функций кисти и артикуляционного аппарата, применяя также элементы кинезиологии, биоэнергопласти и Су Джок. Эта работа выполнятся в игровой форме с использованием наглядного материала. Вместе с педагогом-психологом проводится психогимнастика, с музыкальным руководителем - логоритмика, инструктором по физкультуре - дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

Вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов, выявила явные преимущества:

• сокращение сроков коррекционной работы;

• повышение качество работы;

• снижение энергетических затрат;

• выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей.

Вывод:

эффективность использования данных видов деятельности состоит в том, что они:

- повышают работоспособность детей;

- активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения;

- благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Литература:

1. Бушлякова Р. Г. Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. http//festival.1september.ru

2. Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

3. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология,1999, №4.

4. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М. ,1998.

5. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Кор-рекционно-развивающая программа. – М. : Школьная Пресса, 2004

6. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: 1999.

7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ, 1999.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Мой «Янтарь»Мой «Янтарь» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционном процессе
Опубликовано: 14 мая 2014 в 08:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Емельянова (УИ 150086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД