МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Светлана Лебедева
Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Я не боюсь еще и еще раз повторять,

забота о здоровье - это важнейший труд

педагога.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

Сухомлинский В. А.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Однако, последние 15-20 лет именно физическое состояние дошкольников вызывает большую тревогу ученых и практиков здравоохранения и образования. Если тридцать лет назад рождалось20-25 ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В результате, очевидной и актуальной является работа по сохранению ми укреплению детей. А направление по внедрению здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетных в современной практике ДОУ.

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие детей возможно при условии и соблюдении ряда принципов, которые используются в нашем дошкольном учреждении :

• Организация оздоровительного режима,

• Организация двигательной активности,

• Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания,

• Реализация системы эффективного закаливания,

• Обеспечение полноценного питания,

• Обеспечение психологического комфорта,

• Использование развивающих форм оздоровительно – воспитательной работы.

Основная форма двигательной активности детей – физкультурные занятия, на которых мы используем как стандартное, так и нестандартное оборудование. Занятия наполняются нетрадиционным содержанием. Осуществляя индивидуальный подход к нагрузке детей, учитываем группу здоровья ребенка. Исходя из этого, отслеживаем состояние детей и даем им разную нагрузку. При первых признаках переутомления ребенку предлагаем сменить деятельность на более спокойную.

Ритмика, на которой дети раскрывают свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствует распределению нагрузки на все группы мышц, дает возможность перевоплощаться.

Восточная гимнастика, куда входят элементы упражнений хатха-йога, способствует хорошей нагрузке на сердечно-сосудистую систему и гармонично развивает все части тела, повышает гибкость позвоночника – гарантию долголетия и здоровья. Кроме того, в упражнениях потенциально заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

По снятию психоэмоционального напряжения у детей используем психологический инструментарий, куда входят сухой душ, релаксационные упражнения, сухой аквариум, психогимнастика. Умение расслабиться помогает детям снять напряжение и возбуждение, сконцентрировать внимание.

Используем различные виды массажа: точечный, пальчиковый, самомассаж; занимаемся корригирующей гимнастикой по предупреждению плоскостопия искривления осанки; осваиваем упражнения для мелкой моторики рук, «Школу малого мяча», помогающие улучшению кровообращения, укреплению мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой и дыхательно-звуковая гимнастика стали неотъемлемой частью оздоровительной работы в нашем учреждении. Дыхательная гимнастика способствует правильному дыханию, предупреждает простудные заболевания.

Для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни нами был разработан цикл занятий «Знай свое тело» для детей дошкольного возраста, который состоит из четырех разделов: «Мой позвоночник», «Мышцы», «Сердце», «Я дышу».

В дошкольном учреждении разработан комплекс оздоровительных мероприятий : один раз в квартал проводим «Неделю здоровья», которая способствует формированию представлений детей о здоровом образе жизни.

Утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные развлечения и праздники проводятся в спортивно – музыкальном зале, на свежем воздухе. В летний оздоровительный период используем плескательный бассейн. Использование большого количества спортивного оборудования способствует повышению эффективности проводимых занятий и двигательной активности детей на прогулках.

Для активизации дошкольников на малоподвижных занятиях воспитатели проводят физкультурные паузы. В режиме дня используется офтольмотренаж, хромотерапия, аромотерапия, ионизирование воздуха, элементы кинезиологии, которые способствуют укреплению здоровья детей, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности.

Совместная работа коллектива детского сада с родителями дает значительный эффект в оздоровлении дошкольников. Стало традицией проводить в детском саду физкультурные мероприятия с участием родителей. При проведении совместных с родителями праздников дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом они ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет большое значение для развития личности каждого ребенка.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к достижению эффективных результатов в работе с детьми, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

Список литературы:

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход Школа здоровья. 2000г. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2008.-160 с.

3. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – Москва 2002г.

4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений – Москва АРКТИ, 1999 г.

5. Педагогика и психология здоровья под ред. Н. К. Смирнова. - Москва АПКиПРО, 2003г.

6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – Москва ВЛАДОС, 2002г.

7. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – Москва Мозаика – Синтез, 2002г.

Публикации по теме:

«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия Волшебные «Дорожки здоровья» Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть современного дошкольного образования и сегодня широко.

Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Фитбол- гимнастика способствует развитию двигательных качеств (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата)у.

Хореография как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Как известно, основной фундамент будущей личности человека закладывается в детстве, следовательно, одним из важнейших факторов становления.

Игры-импровизации под музыку как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная активность, помимо положительного.

Использование ИКТ в решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников Конспект непосредственной образовательной деятельности по становлению ценностей ЗОЖ в средней группе «Петушок». «Продукты полезные и не.

Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей ФГОС У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной.

Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы) «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Жан-Жак Руссо Известно, что дошкольный возраст является.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому.

Организация взаимодействия с семьей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей Выступление на педсовете ДОУСлайд 1. Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад по теме «Организация взаимодействия с семьей по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 августа 2016 в 05:56
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД