Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Светлана Рожнова
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы

I. Определение понятие здоровьесберегающих технологий в логопедической практике.

Давно известно, что в дошкольном возрасте закладывается основа «фундамента» физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем всего организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие нашего общества.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» размещена в разделах

На сегодняшний день приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются: оздоровление ребёнка-дошкольника и культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Так что же такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых трудностей, но и личности каждого ребенка в целом. К каждому воспитаннику дошкольного образования необходим индивидуальный подход.

В своей логопедической деятельности использую разные методы и средства коррекционно—развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только речевого, но и общего развития ребенка в целом.

II. Принципы здоровьесберегающих технологий.

- принцип «Не навреди!»;

- принцип сознательности и активности;

- принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

- принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

- принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

III. Особенности развития детей с речевыми нарушениями.

1. Физическое развитие детей с речевыми нарушениями:

- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

- нарушение дыхания и голосообразования;

- нарушение общей и мелкой моторики;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- повышенная утомляемость;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);

- нарушение темпоритмической организации движений.

2. Психическое развитие детей с речевыми нарушениями:

- нарушение оптико – пространственного праксиса;

- неустойчивость внимания;

- расстройство памяти (особенно слуховой)

- несформированность мышления;

- задержка развития воображения.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

IV. Здоровьесберегающие компоненты в логопедической практике.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты :

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

4. Развитие мелкой моторики и кинестетики. Пальчиковая гимнастика.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

На своих занятиях уделяю особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, тем самым решая несколько задач одновременно — активизируются речевые центры головного мозга, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

5. Су – джок терапия.

Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа.

На своих занятиях использую Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики, ребристые дорожки, коврики с пуговицами и разными камешками, ипликаторы Кузнецова, продукцию Ляпко.

6. Массаж и самомассаж.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике :

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

- массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

7. Музыкотерапия и логоритмика.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

-снятие фактора тревожности;

-стимуляция двигательных функций;

-развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

-растормаживание речевой функции;

-развитие чувства ритма, темпа, времени;

-развитие мыслительных способностей и фантазии;

-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

-нормализация просодической стороны речи.

Музыкальная ритмика используется при лечении:

-тиков

-заикания

-нарушений координации

-расторможенности

-моторных стереотипов

-дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

-брадилалии и тахилалии.

Логоритмика в частности, есть движение соединенное с речью, речевым выражением эмоций и форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Сказкотерапия.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

-развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;

- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

-помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;

-помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

V. Заключение.

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии :

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

-формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Публикации по теме:

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 16:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рожнова (УИ 165831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД