Получи документы

Проект «Здоровый дошкольник»

Оксана Рощупкина
Проект «Здоровый дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Без здоровья невозможно и счастье»

Виссарион Григорьевич Белинский

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Публикация «Проект „Здоровый дошкольник“» размещена в разделах

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физиче-ского и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни

возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ до-школьных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечива-ет формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напря-гаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:

-сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);

-помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

• научить «слушать» и «слышать» свой организм;

• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

• формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

• привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

• развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

• ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;

• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

• ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

Решение этих задач осуществляется во всех видах детской деятельности: на занятиях, играх, в быту – так как предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром.

Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно – ориентированного образования и на следующих главных ПЕ-ДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ:

1. Доступность:

- учет возрастных особенностей детей

- адаптированность материала к возрасту

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Наглядность:

- учет особенностей мышления

4. Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности

5. Дифференциация:

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком

ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ:

По программе предполагается обучение детей 4 – 5 летнего возраста.

ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА ДВА ГОДА. Она:

• органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную про-грамму детского сада;

• акцентирует внимание на знания, умения и навыки дошкольников с учетом возрастных особенностей;

Характерной особенностью является повторное обращение в разных этапах программы к одним и тем же объектам: таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои знания, умения, навыки.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО – НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Закон Российской Федерации "Об образовании".

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

3. программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Логинов В. И. «Детство»

4. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении

5. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка

6. Чупаха И. В. "Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе

7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Структурные особенности программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий:

I блок – "Я"

II блок – "Физкульт-ура"

III блок – "Мой-до-дыр"

IV блок – "Мама, папа,я – дружная семья"

"Я" Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире.

"Физкульт-ура" Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.

"Мой-до-дыр" Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. Провести беседу о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих : при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.

"Мама, папа, я – дружная семья"

С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, как мама, значит, они у меня не будут болеть». Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, оздоровительной деятельности.

Для реализации данной программы в детском саду созданы следующие условия:

• оборудованный музыкально-физкультурный зал

• физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим.

• спортивная площадка (на участке детского сада,

• уголок релаксации в групповой комнате;

• медицинский кабинет.

Оздоровительная деятельность включает в себя:

1. Создание системы двигательной активности в течение дня:

• утренняя гимнастика (ежедневно);

• физкультурные занятия (3 раза в неделю);

• прогулки с включением подвижных игр;

оздоровительный бег (ежедневно);

• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

• зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

• эмоциональные разрядки, релаксация;

• ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

• спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц)

2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.

2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 г.

2. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.

3. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду, С-П, 2002 г.

4. Ильенков Э. В. «Диалектическая логика» М, 1984 г.

5. Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М. ,1997 г.

6. Леви-Гориневская Е. Г., Быкова А. И. «Закаливание детского организма» М., 1962 г.

7. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», АРКТИ, 1999 г

8. Чупаха И. В. "Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе, Илекса, 2005 г

9. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье», Сфера, 2008 г

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Презентация «Здоровый образ жизни» Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Образовательные задачи: Цель: формировать у детей сознательную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Здоровый дошкольник»
Опубликовано: 3 марта 2013 в 21:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Здоровый дошкольник»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Рощупкина (УИ 6546) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД