Вера Каменская
Здоровый ребенок — новые ориентиры
▼ Скачать + Заказать документы
Каменская В. А.
ГБОУ СОШ№1 «Образовательный центр»
с. Сергиевск СП д/с «Сказка»
Здоровый ребенок – новые ориентиры
Будущее нашей страны – это здоровье детей, которые нуждаются в тщательной заботе о нём на протяжении всей жизни.
П. Ф. Лесгафт, открывая тайну семейного воспитания, отмечал: «. нельзя ребенка сделать человеком, а можно только содействовать и не мешать,
Публикация «Здоровый ребенок — новые ориентиры» размещена в разделах
чтобы он сам в себе выработал человека» В настоящее время социальная ситуация, к сожалению, не позволяет родителям воспитывать ребенка в домашних условиях. Триада «ребенок - семья - детский сад» помогает решить проблему в воспитании физически здорового поколения.
Детский сад играет значительную роль в развитии дошкольника, в становлении его личности, формировании многих полезных привычек, приобретении новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья, которое не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Сохранять и улучшать здоровье - наша главная задача.
В формировании здоровья и развития личности дошкольника важную роль играет правильная организация повседневной жизни ребенка в семье и дошкольном учреждении, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детского организма, т. е. рациональный режим дня.
Задачами работы здоровьесберегающей системы в нашем детском саду (сформулированные А. Е. Кенеман, Г. В. Хухлаевой) являются:
1. Воспитательная - формирование нравственно-физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, как потребности в физическом совершенстве; воспитании культурно-гигиенических качеств.
2. Оздоровительная - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие двщсений, закаливание организма ребенка.
3. Образовательная - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье
Моя система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. Основными формами работы являются непосредственно образовательная деятельность, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
К внедрению этих систем я отношусь творчески, что способствует достижению физического интеллекта и развития детей.
В нашем детском саду сложились свои традиции в работе по укреплению и оздоровлению дошкольников :
• Традиционным стало проведение утренней гимнастики на свежем воздухе, в «Зеленой зоне», в соответствии с температурным режимом и возрастным особенностям детей, под музыкальное сопровождение.
• Систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (занятий, досугов, праздников) на свежем воздухе, в соответствии с требованиями СанПиН.
• Работа спортивной секции на базе Средней школы.
• Работа спортивно-физкультурного клуба «Танец здоровья» - детская аэробика и секции «Желтый мяч» - обучение детей элементам баскетбола.
• Проведение совместных мероприятий с родителями с выездом в Спортивный Комплекс «Олимп».
• Участие в районной Спартакиаде среди дошкольных учреждений (в 2012 году были победителями, 2013 году - II место).
• Совместные детско-родительские походы, с целью развития детского туризма и краеведения.
• Спортивных тренировок в рамках проекта «К здоровью через сотрудничество».
• Проведение флешмоб (пропаганда ЗОЖ через танец).
• Проведение Фестивалей Народных подвижных игр.
• Традиционная ходьба на лыжах, начиная со средней группы.
• Пропаганда и реализация программы «Разговор о правильном питании».
• Формирование представлений о здоровье, через основы валеологической культуры ( включение в занятия и режимные моменты: кинезиологической гимнастики - гимнастика для глаз; элементы дыхательной гимнастики, самомассаж; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата; двигательный тренинг - подвижные и спортивные игры, эстафеты; пальчиковая гимнастика).
• Закаливание воздухом, солнцем и водой, хождение босиком по массажным дорожкам, песку ( закаливание воздухом и солнцем: воздушные, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, круглогодичное сквозное проветривание, проведение утренних гимнастик с открытыми фрамугами. Закаливание водой: контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, кубиками льда, влажное обтирание, хождение босиком по влажным полотенцам).
Результат системной работы ДОУ показал снижение заболеваемости детей на 4,7% в 2011-2012гг, в сравнении с 2010-2011 гг, и на 6,3% в 2012-2013гг, в 1-2012гг., что составляет 11% за два года.
Активность родителей в совместной деятельности повысилось с 38% на 66% за два года (данные за 2011-2012,2012-2013учебные года).
Немаловажным показателем работы с детьми является то, что интерес детей к спорту не ограничивается рамками детского сада, а продолжается уже в виде занятий 30% детей в спортивных секциях.
Физическое, психологическое, социальное здоровье растущего человека - вот лучший результат педагогического процесса. Знания, умения, навыки в нем - средство драгоценное, но оно только частичное достижение.
И пусть наши дети не станут выдающимися спортсменами, занимаясь физической культурой, зато они обретут главное в жизни - крепкое здоровье! А здоровый ребенок дошкольного возраста, любят говорить педиатры, - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Используемая литература:
1. Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. – Ярославль: Гринго, 1996.
2. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт. – сост. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Здоровьеформирующее физическое развитие : Развивающие двигательные программы для детей 5-6лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
4. М. Л. Лазарев Здравствуй! : Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспит. дошк. образов. учреждений. – М. : Академия здоровья,1997.
5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.