Папки-передвижки

Жизнь растений пресного водоёма. Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы

Любовь Козлова
Жизнь растений пресного водоёма. Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы

Жизнь растений пресного водоёма.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной

группы «Светлячки»

Цель: знакомство с растительным миром экосистемы – «Пресный водоём».

Задачи:

1. Формировать у детей представления о пресном водоёме как природном сообществе.

Публикация «Жизнь растений пресного водоёма, Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы» размещена в разделах

2. Расширить знания детей о растениях водоёмов.

3. Развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

4. Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к растениям водоемов, воспитанию бережного отношения к природе в повседневной жизни.

Оборудование: глобус, интерактивная доска, презентация «Жизнь растений пресного водоёма» (или иллюстрации с изображением растений водоемов, Д. И - цепи питания водоемов, раскраски.

План занятия :

1. Вступительная беседа о водоемах.

2. Растения водоёмов.

3. Просмотр презентации «Растения водоемов».

4. Роль растений в жизни водоемов.

5. Охрана растений водоёмов.

6. Рефлексия.

7. Оригами «Белая кувшинка»

Ход занятия:

1. Вступительная беседа о водоемах.

Воспитатель: Доброе утро любители природы! Доброе утро друзья! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажет глобус.

- Ребята, посмотрите на нашу планету (глобус, какого цвета на ней больше?

Что изображено этим цветом? (моря, океаны). Какая вода в морях и океанах? (соленая). Она пригодна для питья, приготовления пищи? (нет). А где мы можем встретить другую воду? (в реке, озере, пруду). Как называется несоленая вода? (пресная). А кому еще кроме человека нужна пресная вода? … Обитателям рек, озер, прудов, болот.

- Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с первыми обитателями пресных водоемов – растениями. Узнаем, как они живут в воде, какое значение они имеют в жизни других обитателей водоема. А также, как должен вести себя человек, чтобы не губить эти удивительные водные растения.

Посмотрите на картинку и скажите, как образует пресный водоём?

В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует пресный водоем.

(Слайд 2) Какие пресные водоемы вы можете назвать?

Какие бывают пресные водоемы, нам подскажут загадки: (Слайд 3)

(Река, ручей, озеро, пруд, болото).

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи:

Нет опоры для ноги. (Болото)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

2. Растения водоёмов

- На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. (Слайд 4) Но чем ближе к воде, почва более влажная. У самой воды деревья расти не могут? Почему?, так как корни у них вымокнут, быстро сгниют и разрушатся.

Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А также есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма – прибрежные или водяные – хорошо приспособлены к своей среде обитания.

- На берегу растут прибрежные растения : гусиные лапки, незабудки. (Слайд 5)

А водные это те растения, которые имеют крупные размеры и виды невооруженным взглядом. Эти растения корни и нижняя часть стебля расположены в воде, а большая часть стебля и листья возвышаются над водой.

Это растения мелководья.

(Слайд 6).

Здесь мы встретим осоку с узкими, жёсткими, торчащими вверх листьями.

Многие осоки любят влагу, листья острые могут расти прямо в воде. Это крупные, растения с узкими листьями образуют плотные кочки а иногда и не растут кочками, у них длинное ползучее корневище. Стебель и особенно листья осоки острые и сильно шероховатые, ими можно легко порезаться. А стебель осоки водяной — гладкий. Его используют на корм скоту.

А вот стрелолист. Как вы думаете, почему он получил такое название? (у него верхние листья похожи на стрелы). Растения с такими листьями очень красив и приносит пользу водным обитателям. Побегами стрелолиста питаются водные животные утки и другие водоплавающие птицы. А в южных странах его выращивают из – за вкусные корневые клубни.

. (Слайд 7). Обратите внимание, как выглядят камыш, рогоз и тростник, многие их путают, особенно камыш с рогозом.

Рогоз — обитатель различных водоемов, канав, окраин болот. У него мощные, прочных длинные листья, а вот тёмные бархатные початки своеобразны соцветиями. Цветет рогоз в июле. В цветках нет лепестков, вместо них тонкие волоски. К осени созревают плоды волоски они намокают от порывы ветра и падают на дно водоема, где и прорастают.

А пухом зрелых початок набивают подушки, матрацы. В древности из сухих листьев и стеблей рогоза плетут циновки, корзины и даже обувь: легкие домашние тапочки. В корневищах рогоза много крахмала, запеченные на костре корневище по вкусу они похожи на картофель. А из хорошо прожаренных корней можно сварить напиток по вкусу кофе. Пригодна как топливо, на корм скоту, для изготовления крыш. Как и тростник, рогоз пригоден для кровель и топлива. А измельченные листья рогоза быстро залечивают раны, изготавливают глицерин и молочные кислоты использовании в лекарства. Так оно еще и доктор.

Вот видите, как полезен рогоз и накормит, и напоит и еще оденет.

У камыша образуется раскидистая метёлка желтого цвета. На верхушке стебля коричневые колоски, собранные в метелку. В корневищах много крахмала. В старину из сухих корневищ делали муку. Ее добавляли к ржаной муке при выпечке хлеба. Стебли камыша используют для плетения ковриков, легких хозяйственных сумок. Неплохо смотрится веточка камыша в зимнем сухом букете. Плодами камыша питаются птицы. Камыш играет важную роль в природе, фильтруя воду. Используют камыш как топливо, на корм скоту, для изготовления крыш, матов, ковров, бумаги, получения спирта, дубильных веществ, молочной кислоты и глицерина. Растет камыш озерный по берегам водоемов, по заболоченным берегам, болотам, нередко образуя густые заросли.

Тростник растет по берегам рек, озер, прудов, на болотах и сырых лугах. Это очень крупное растение. Тростник выше камыша, имеет прочный стебель, крупная, отогнутая в сторону метёлка. Прямой стебель после цветения становится почти деревянистым. Листья тростника серовато-зеленые, жесткие, удлиненные. Опыляется тростник при помощи ветра. Тростник всегда образует большие заросли. Под сильными порывами ветра стебли тростника могут сгибаться так, что касаются поверхности воды, но почти никогда не ломаются. Побегами и корневищами этих растений питаются многие животные водоема. Заросли тростника имеют важное экологическое значение: поселившись на топких или болотистых местах, тростник со временем превращает их в более сухие участки листья и стебли испаряют влаги, как бы выкачивают ее из сырой почвы. Люди используют тростник на корм скоту, плетут из него, корзины, легкую дачную мебель. Стебли служат топливом и сырьем для производства бумаги; ими иногда кроют крыши сараев.

- Следующая группа растений – это плавающие на поверхности водяные растения. Вот мы с вами попали в необыкновенно прелестное тихое место. Нас окружают крупные белые, а чуть дальше – жёлтые цветки. Что это за растения? (белая кувшинка, желтая кубышка). Кувшинку в народе называют белой водяной лилией или ещё называют купавами. Обитает в водоемах со спокойной водой : в озерах, прудах, реках с медленным течением. У кубышки цветки яркого желтого цвета, с пятью лепестками. У кувшинки цветки в основном белого цвета, с большим количеством лепестков. И у кувшинки и у кубышки на одном стебле расположен только один цвеКорни кубышек и кувшинок находятся на дне водоёма, а широкие листья плавают по поверхности воды. Кубышка зацветает в конце мая и цветёт всё лето. Черешки листьев и цветоносы у кубышек имеют разную длину в зависимости от толщи воды: чем глубже водоём, тем они длиннее.

Вот как описывает эти цветы писатель М. М. Пришвин:

“Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. они раскрывается утром, когда солнце греет, а вечером снова закрывается.

Она нуждается в охране. ток. (Слайд 8).

В жёлтых лепестках в цветках кубышки имеются медовые ямки на внешних сторонах —». К медовым ямкам слетаются мухи и жуки, с помощью которых происходит опыление. Семена распространяются с потоками воды. Многие водоплавающие птицы, питаясь семенами, также способствуют их распространению. В тех водоемах, где нет загрязнений и кубышки хорошо разрастаются. Находят свою пищу, поедая корневища и листья кубышек, бобры, выдры, водяные крысы. Лоси, набредая на такие водоемы, тоже лакомятся сочными корневищами. Корневища этих растений очень прочные прикреплены к илистому дну, поэтому даже в сильный ветер листья не отрываются и не переворачиваются.

Физминутка «Цветы».

Раз-два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (грозят пальчиком другой руки)

Пусть они растут, растут, (медленно приподнимают руки вверх)

Детям радость принесут! (раскрывают пальчики).

- Среди других растений видны плавающие на поверхности мелкие пластинки. Это ряска. (Слайд 9). Это самое маленькое цветковое растение в мире. Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она очищает водоемы от углекислого газа и энергично снабжает кислород (для зверей и рыб) и обильно выделяет кислород, очень нужный для жизни обитателей водоемов. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда. Ряски размножаются очень быстро. Ряска обладает лечебными свойствами и используется людьми в народной медицине. Цветение ряски безопасно, это растение с удовольствием поедается утками, курами, гусями и домашними черепахами.

- Как вы думаете, а в воде есть растения? Если мы заглянем вглубь воды, то увидим различные зелёные водоросли. Именно они придают зеленый оттенок воде. (Слайд 10). Они обогащают воду кислородом, являются питанием для рыб и удобрением для почвы.

Но есть еще в пресных водоемах вредные растения – это сине-зеленые водоросли. Они «просыпаются» в воде, когда температура воды нагревается выше 16 °C. Водоем покрывается сине-зеленой пленкой и приобретает неприятный запах тины. Все это вызывает замор рыб и других водных обитателей, создаёт серьёзную угрозу для здоровья и жизни людей и животных.

Водоросли же можно обнаружить только в микроскоп. (Слайд 11).

Ребята сейчас мы будем исследователями и построим пищевые цепи.

(Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука- карасятами.)

- Ребята, что объединяет все эти растения? (Жизнь всех этих растений тесно связана с водой). (Слайд 12)

- Как они приспособились к жизни в воде?

у них гибкие стебли, так как в воде сильное течение;

в листьях и стеблях находятся воздухоносные каналы;

мощные корневища;

среди водных растений немало таких, которые имеют плавучие семена и плоды;

водные растения приспособились даже к зимовке. К концу лета на растениях образуются почки, которые опускаются на дно, а весной всплывают и дают начало новому растению.

4. Роль растений в жизни водоемов. (Слайд 13)

- Растений водоёма так много, и они играют важную роль в жизни водоёма :

- выделяют кислород,

- служат местом для нереста рыб.

- служат пищей многим животным,

- подводные заросли служат убежищем для животных.

5. Охрана растений водоемов.

- (Слайд 14) Ребята, посмотрите, какая красота! Жаль, что ее можно увидеть только на озере. А давайте летом сходим на водоем, возьмем белую кувшинку и посадим ее на нашей клумбе. Пусть и у нас в саду будет такая красота! (пауза для мыслительной деятельности детей. Если дети не среагировали на «провокацию», помочь прийти к правильному выводу: как вы думаете, понравится кувшинке на нашей клумбе? Что произойдёт с водным растением, если его вынести на берег и посадить на клумбу? (Оно погибнет).

- Что же произойдет, если на водоемах не останется растений? (Погибнет вся жизнь в нем).

- От чего могут погибнуть растения? (ответы детей)

- Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить растениям?

1. Нельзя рвать растения, потому что они быстро увядают и их обычно выбрасывают, а будем любоваться красотой водных растений на водоёмах.

2. Нельзя в водоёмы бросать мусор и сливать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое, и жизнь в водоёмах прекращается. (Слайд 15).

Назовите экологические проблемы водных ресурсов России:

1. загрязнение бытовыми сточными водами

2. загрязнение промышленными стоками

3. бытовой мусор

4. загрязнение от водного транспорта

5. загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров

6. браконьерство

7. неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок – обмеление)

8. сплав древесины отвод воды для нужд городов, сельского хозяйства (каналы)

– Почему же появились такие праздники, почему стало необходимо охранять воду?

(22 марта – Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.)

Воды на земле и много, и мало. Её много в морях, океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а так же в сельском хозяйстве и для многих технических производств.

Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.

Послушайте шуточное стихотворение Б. Заходера «Течет река».и скажите о чём напоминает нам автор?

Была. Вот именно – была.

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем.

Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели.

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван,

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк.

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

6 Рефлексия.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. О каких растениях водоема мы говорили?

- Ребята, что вы узнали на занятии нового?

Кто живёт в водоемах водоёме обитают разнообразные живые существа, растут растения, все они связаны между собой).

Водоем для них – дом, где много вкусной пищи, есть укрытие, можно вывести потомство.

Водоёмы – это не только украшение земли. Они имеют огромное значение для человека. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Значение водоёмов в природе также очень велико.

Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это – единственный дом.

Поэтому, ребята, постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе!

- А сейчас я раздам вам раскраски с изображением водных растений, вы выберете те, которые вам понравятся, раскрасите их, и мы украсим ими наш Водоем (после раскрашивания и вырезания приклеивают на макете). Какой красивый водоем у нас получился : будем любоваться красотой водных растений на водоёмах.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья»Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Царство растений — деревья» Тема непосредственно образовательной деятельности «Царство растений: деревья» Цель: обобщение представлений детей о деревьях; формирование.

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» Задачи: Обучающие: Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок. Формирование представлений у.

Конспект открытого интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в волшебный мир сказки» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок». Учитель – логопед:.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского». Учитель.

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10»Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10» Задачи: • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Закреплять умение считать.

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Волшебный цветок. Числовой ряд от 1 до 10» для детей старшей группыКонспект открытого занятия по ФЭМП «Волшебный цветок. Числовой ряд от 1 до 10» для детей старшей группы Цель: - Уточнить и закрепить знания детей. Задачи: - Совершенствовать вычислительные навыки детей; закрепить умение детей самостоятельно.

Конспект КВН  «Наш дом — природа» для детей средней группы Уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию конспект открытого занятия по экологии для родителей и сотрудников ДОУ. К сожалению,.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу»Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу» Ход занятия. Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие наши гости. Сегодня мы с вами посетим самые красивые места нашего города, может.

Конспект урока по естествознанию в 3 классе «Как человек влияет на жизнь растений» Естествознание Краткосрочный план открытого урока Предмет: Естествознание Школа: ГКУ «Средняя школа №5 с ДМЦ» Дата: 28.09.2018 ФИО учителя:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Жизнь растений пресного водоёма. Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы
Опубликовано: 28 марта 2021 в 13:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД